Управление парком устройств

Онлайн-кассы можно обслуживать удаленно: обновлять прошивку, устанавливать шаблоны чека, проверять работоспособность. Когда таких касс несколько десятков и даже сотен, нужен продуманный интерфейс личного кабинета инженера.
~ 1 300 000 ₽

Разработали дизайн интерфейса для управления онлайн-кассами.

Контекст

Результат

Бюджет

2018
«АТОЛ» производит и продает контрольно-кассовую технику. Поправки в 54-ФЗ усложнили жизнь многим, но компания успешно помогает своим заказчикам соблюдать закон — среди ее клиентов федеральные сети «Ашан», «Фаберлик», Zenden и «Бристоль». Клиентов помельче у «АТОЛ» тысячи — по всей России. В 2017 году компания заняла 1-е место в рейтинге «Крупнейшие поставщики ИТ в рознице».
«АТОЛ» производит и продает электронные кассы. Поправки в 54-ФЗ усложнили жизнь многим, но компания успешно помогает своим заказчикам соблюдать закон — среди ее клиентов федеральные сети «Ашан», «Фаберлик», Zenden и «Бристоль». Клиентов помельче у «АТОЛ» тысячи — по всей России. В 2017 году компания заняла 1-е место в рейтинге «Крупнейшие поставщики ИТ в рознице».
Достижения заказчика | sobakapav.ru
С кассой может случиться всякое: закончилась лента, перестала отправлять чеки по интернету, просто сломалась. Одну-две обслуживать еще можно, а вот владельцу нескольких магазинов уже не обойтись без удаленного управления. Не мотаться же по городу каждый день.
С кассой может случиться всякое: закончилась лента, перестала отправлять чеки по интернету, просто сломалась. Одну-две обслуживать еще можно, а вот владельцу нескольких магазинов уже не обойтись без удаленного управления. Не мотаться же по городу каждый день.
Особый случай — федеральные сети. У них так много магазинов, что они не обслуживают кассы своими силами, а нанимают сервисные компании. Это посредники между торговыми сетями и «АТОЛ».
Особый случай — федеральные сети. У них так много магазинов, что они не обслуживают кассы своими силами, а нанимают сервисные компании. Это посредники между торговыми сетями и «АТОЛ».
У Zenden только в Петербурге двадцать магазинов. Без удаленного доступа следить за каждой кассой было бы очень трудно
Карта магазинов заказчика в Санкт-Петербурге | sobakapav.ru
«АТОЛ» развивает собственный интернет-сервис, который позволяет удаленно управлять устройствами. Специалист может обновить прошивку кассы в Новосибирске, сидя при этом, к примеру, в Нижнем Новгороде.
«АТОЛ» развивает собственный интернет-сервис, который позволяет удаленно управлять устройствами. Специалист может обновить прошивку кассы в Новосибирске, сидя при этом, к примеру, в Нижнем Новгороде.
Оцените масштаб: 700 организаций по стране, которые ремонтируют и настраивают оборудование АТОЛ
Возможности сервиса компании | sobakapav.ru
В интернет-сервисе управления кассами предусмотрены два личных кабинета: для владельцев кассовых аппаратов и для партнеров-сервисников. Они почти одинаковые, только у сервисников есть возможность вести несколько клиентов.
В интернет-сервисе управления кассами предусмотрены два личных кабинета: для владельцев кассовых аппаратов и для партнеров-сервисников. Они почти одинаковые, только у сервисников есть возможность вести несколько клиентов.
Сервисный центр отправил запрос на доступ к онлайн-кассе. Владелец кассы может его принять или отклонить. Макет от клиента.
Увы, картинки в кейсе же неактуальны — финальные интерфейсы выглядят по-другому. Но процесс разработки по ним отследить можно
Менеджер начал работать над проектом в пятницу 30 декабря, в последний рабочий день 2017 года. А накануне, 29 декабря, у нас был корпоратив.
Менеджер начал работать над проектом в пятницу 30 декабря, в последний рабочий день 2017 года. А накануне, 29 декабря, у нас был корпоратив.
Представитель заказчика на встрече начал издалека — почти из тридевятого царства. Рисовал блок-схемы, рассказывал про виды касс и технологии обмена информацией. После корпоратива менеджер соображал туговато, а приступить к работе нужно было быстро.
Представитель заказчика на встрече начал издалека — почти из тридевятого царства. Рисовал блок-схемы, рассказывал про виды касс и технологии обмена информацией. После корпоратива менеджер соображал туговато, а приступить к работе нужно было быстро.
Прототипы от заказчика | sobakapav.ru
Сложно? 30 декабря было сложнее
Клиент дал на всё про всё три месяца — дата релиза была назначена на начало апреля, чтобы успеть показать обновленный личный кабинет на партнерской конференции. То есть к концу марта нужно было нарисовать прототипы и передать их разработчикам, чтобы они успели написать код. И еще оставить время на тестирование. Конечно, за две — четыре недели код не напишешь, поэтому готовые прототипы мы сразу передавали разработчикам.
Клиент дал на всё про всё три месяца — дата релиза была назначена на начало апреля, чтобы успеть показать обновленный личный кабинет на партнерской конференции. То есть к концу марта нужно было нарисовать прототипы и передать их разработчикам, чтобы они успели написать код. И еще оставить время на тестирование. Конечно, за две — четыре недели код не напишешь, поэтому готовые прототипы мы сразу передавали разработчикам.
Представитель заказчика пришел к нам за дизайном. От менеджмента и UX он отказался сразу, потому что сам хотел нарисовать прототипы. Впрочем, оказалось, не столько хотел, сколько был вынужден это делать. Часть прототипов у него уже была, и нам якобы оставалось их задизайнить. Но не тут-то было. Мы так не работаем, поэтому проектирование тоже взяли на себя.
Представитель заказчика пришел к нам за дизайном. От менеджмента и UX он отказался сразу, потому что сам хотел нарисовать прототипы. Впрочем, оказалось, не столько хотел, сколько был вынужден это делать. Часть прототипов у него уже была, и нам якобы оставалось их задизайнить. Но не тут-то было. Мы так не работаем, поэтому проектирование тоже взяли на себя.
Клиент в это время делал UI-kit, который называл дизайн-системой.
Клиент в это время делал UI-kit, который называл дизайн-системой.
На новогодних каникулах представитель «АТОЛ» подготовил структуру сервиса с иерархией всех 66 страниц. Для каждой страницы описал назначение, цели и функции, а также назначил четырехзначные индексы. Это была полноценная информационная модель сервиса. Потянула бы даже на небольшую книгу.
На новогодних каникулах представитель «АТОЛ» подготовил структуру сервиса с иерархией всех 66 страниц. Для каждой страницы описал назначение, цели и функции, а также назначил четырехзначные индексы. Это была полноценная информационная модель сервиса. Потянула бы даже на небольшую книгу.
А вот прототипов сервиса на самом деле не было. Поэтому мы подключили к работе проектировщика. У него только на изучение инфомодели ушло два дня.
А вот прототипов сервиса на самом деле не было. Поэтому мы подключили к работе проектировщика. У него только на изучение инфомодели ушло два дня.
Клиент взялся сам нарисовать прототипы. И даже начал проектировать первые экраны. Вот так они выглядели
При организации работ тоже пришлось отказаться от привычного порядка. Обычно после аналитики мы начинаем рисовать прототипы, которые в конце проекта передаем заказчику. Здесь все было иначе, потому что параллельно разработчики клиента пилили сам сервис. Поэтому мы работали так.

1. По утрам менеджер созванивался с заказчиком, получал вводные и передавал их проектировщику.
2. Проектировщик рисовал картинки, отдавал менеджеру, и в пять вечера мы уже обсуждали их с заказчиком.
3. Правки отдавали проектировщику, а на следующее утро принимали новые вводные.
4. Утвержденные прототипы сразу уходили дизайнеру.
5. Клиент утверждал дизайн, забирал и передавал разработчикам.

И так каждый день.
При организации работ тоже пришлось отказаться от привычного порядка. Обычно после аналитики мы начинаем рисовать прототипы, которые в конце проекта передаем заказчику. Здесь все было иначе, потому что параллельно разработчики клиента пилили сам сервис. Поэтому мы работали так.

1. По утрам менеджер созванивался с заказчиком, получал вводные и передавал их проектировщику.
2. Проектировщик рисовал картинки, отдавал менеджеру, и в пять вечера мы уже обсуждали их с заказчиком.
3. Правки отдавали проектировщику, а на следующее утро принимали новые вводные.
4. Утвержденные прототипы сразу уходили дизайнеру.
5. Клиент утверждал дизайн, забирал и передавал разработчикам.

И так каждый день.
Мы предлагали фильтры по географическому расположению. Но клиент отказался
Мы обрабатывали по пять страниц в день. Сперва выкладывали готовые прототипы в Moqups, но из-за сложной структуры сервиса «АТОЛ» было неудобно перемещаться по страницам. Попробовали InVison — там все плохо с комментированием. А вот Zeplin подошел идеально. Верстальщикам со стороны клиента он тоже понравился — они могли забирать прототипы сразу в разработку.
Мы обрабатывали по пять страниц в день. Сперва выкладывали готовые прототипы в Moqups, но из-за сложной структуры сервиса «АТОЛ» было неудобно перемещаться по страницам. Попробовали InVison — там все плохо с комментированием. А вот Zeplin подошел идеально. Верстальщикам со стороны клиента он тоже понравился — они могли забирать прототипы сразу в разработку.
Самый сложный сценарий в проекте — найти магазин. Мы считали, что иногда проще отыскать какую-нибудь «Пятерочку» через фильтры, чем выбирать из сотни одинаковых названий в списке. Но со стороны клиента с нами работал настоящий инженер, и он хотел структуру-дерево. Чтобы все строго по иерархии. Один из аргументов звучал так: проще выделить все кассы по городу и массово обновить прошивку, чем тыкать в фильтры. Не поспоришь.
Самый сложный сценарий в проекте — найти магазин. Мы считали, что иногда проще отыскать какую-нибудь «Пятерочку» через фильтры, чем выбирать из сотни одинаковых названий в списке. Но со стороны клиента с нами работал настоящий инженер, и он хотел структуру-дерево. Чтобы все строго по иерархии. Один из аргументов звучал так: проще выделить все кассы по городу и массово обновить прошивку, чем тыкать в фильтры. Не поспоришь.
Сначала придумываем частотный и «болезненный» сценарий, затем проектируем
Менеджер вел отдельный документ, где отмечал все изменения в проекте. Это отличный артефакт, чтобы возвращаться к конкретным датам и вспоминать, что же было.
Менеджер вел отдельный документ, где отмечал все изменения в проекте. Это отличный артефакт, чтобы возвращаться к конкретным датам и вспоминать, что же было.
В какой-то момент сроки начали беспощадно гореть, и разработчики развели руками: увы, дерево сделать не успеем. Обсудили проблему с заказчиком и решили ограничиться списком устройств без иерархии. Это редкий случай — не каждый клиент согласится порезать функционал в угоду срокам. Зато к апрелю была готова работоспособная версия. И в ней был поиск с фильтрами, которые помогали в навигации.
В какой-то момент сроки начали беспощадно гореть, и разработчики развели руками: увы, дерево сделать не успеем. Обсудили проблему с заказчиком и решили ограничиться списком устройств без иерархии. Это редкий случай — не каждый клиент согласится порезать функционал в угоду срокам. Зато к апрелю была готова работоспособная версия. И в ней был поиск с фильтрами, которые помогали в навигации.
Из-за дефицита времени, как только мы утвердили концепцию прототипов, сразу же перешли к дизайну и попросили у клиента UI-kit, по которому будем рисовать красивые картинки. Оказалось, что у «АТОЛ» аж три версии оформления, и они долго выбирали, какую лучше использовать. Часть готового сервиса была в старом дизайне, только его использовать больше никто не хотел. Но и переделывать тоже было не с руки — сроки-то поджимают. В итоге мы начали рисовать по новому UI-kit'у — настолько новому, что им до нас никто не пользовался. Оказалось, в нем постоянно не хватало каких-то элементов. Их наш дизайнер дорисовывал сам.
Из-за дефицита времени, как только мы утвердили концепцию прототипов, сразу же перешли к дизайну и попросили у клиента UI-kit, по которому будем рисовать красивые картинки. Оказалось, что у «АТОЛ» аж три версии оформления, и они долго выбирали, какую лучше использовать. Часть готового сервиса была в старом дизайне, только его использовать больше никто не хотел. Но и переделывать тоже было не с руки — сроки-то поджимают. В итоге мы начали рисовать по новому UI-kit'у — настолько новому, что им до нас никто не пользовался. Оказалось, в нем постоянно не хватало каких-то элементов. Их наш дизайнер дорисовывал сам.
Часть UI-kit, который разрабатывал наш дизайнер


Часть разработанного UI-kit | sobakapav.ru
Мы переделали сетку, иконки, кнопки, чекбоксы и другие контролы. В присланном «ките» было слишком много воздуха — это красиво и очень по-дизайнерски, но работать в таком интерфейсе сложно. Он должен быть компактным и информационно-насыщенным. Инженеры не дышать туда заходят.
Мы переделали сетку, иконки, кнопки, чекбоксы и другие контролы. В присланном «ките» было слишком много воздуха — это красиво и очень по-дизайнерски, но работать в таком интерфейсе сложно. Он должен быть компактным и информационно-насыщенным. Инженеры не дышать туда заходят.
В какой-то момент проектировщик и дизайнер начали работать параллельно — нужно было успеть к апрелю. Cроки-то горели! Утренние прототипы во второй половине дня передавали дизайнеру.
В какой-то момент проектировщик и дизайнер начали работать параллельно — нужно было успеть к апрелю. Cроки-то горели! Утренние прототипы во второй половине дня передавали дизайнеру.
Вечерние созвоны отменили. Зато утренние стали длиться дольше. Обсуждали и прототипы, и дизайн. За один созвон — по семь-восемь страниц.
Вечерние созвоны отменили. Зато утренние стали длиться дольше. Обсуждали и прототипы, и дизайн. За один созвон — по семь-восемь страниц.
Тексты для интерфейсов «АТОЛ» писали сами. Под конец проекта нам скинули буквы, мы их вставили в прототипы. Да и то не все — некоторые тексты разработчики решили поправить сами.
Тексты для интерфейсов «АТОЛ» писали сами. Под конец проекта нам скинули буквы, мы их вставили в прототипы. Да и то не все — некоторые тексты разработчики решили поправить сами.
Тексты писали разработчики «АТОЛ»
Тексты для интерфейса | sobakapav.ru
У «АТОЛ» была внешняя команда верстальщиков. Они не всегда сразу понимали, что нужно сделать, как какие кнопки должны работать. За логику отвечал представитель клиента, но по возможности мы объясняли. Впрочем, обычное авторское сопровождение.
У «АТОЛ» была внешняя команда верстальщиков. Они не всегда сразу понимали, что нужно сделать, как какие кнопки должны работать. За логику отвечал представитель клиента, но по возможности мы объясняли. Впрочем, обычное авторское сопровождение.
За две недели до релиза сроки гореть перестали. Оказалось, что мы вполне все успеваем. Все немного успокоились. Но ежедневные созвоны остались.
За две недели до релиза сроки гореть перестали. Оказалось, что мы вполне все успеваем. Все немного успокоились. Но ежедневные созвоны остались.
К конференции клиент подготовил демоверсию с тремя основными сценариями. Все прошло гладко.
К конференции клиент подготовил демоверсию с тремя основными сценариями. Все прошло гладко.
Клиент рассказал, что на конференции люди оценили интерфейсы на 4 из 5. Мы — на 5.
Клиент рассказал, что на конференции люди оценили интерфейсы на 4 из 5. Мы — на 5.
До июня компания выпустила еще два релиза — в них вошли функции, которые клиент решил не внедрять в MVP. Прототипы тоже делали мы.
До июня компания выпустила еще два релиза — в них вошли функции, которые клиент решил не внедрять в MVP. Прототипы тоже делали мы.
~ 1 300 000 ₽
Бюджет

«Общая оценка — положительная: поставленная задача решена в указанные сроки с допустимым уровнем качества и затрат, проблем с коммуникацией и вовлечение в собственные процессы производства не было. Результат нас устраивает. Сделать лучше в указанные сроки, ограничения и пр. было можно, но сильно дороже, имхо».

Сергей Шуленков
Бизнес-аналитик

Вывод: если нужно, работаем параллельно. Не только внутри компании, но и с внешними разработчиками.


Результат
Другие кейсы