Дизайн рабочего места оператора
SmartDeal
Старт

Июнь 2017 года
Срок

2,5 месяца
Объем

100 страниц и состояний
Формат

Кликабельные прототипы
Что сделали
Разработали интерфейс (прототипы и дизайн) профессионального сервиса для работы с заявлениями в Росреестр.
Результат
Сервис запущен в точности по нашим прототипам.

На старт
Сделки с недвижимостью нужно регистрировать в Росреестре, подавать заявления можно прямо на сайте. Как выглядит интерфейс государственного сервиса, вы можете увидеть сами.
Как было. Регистрация недвижимости

1. Пользователи тратят много времени на оформление заявлений.
2. Люди ошибаются, а система их не поправляет.
3. Нельзя отправить документы пакетом, только по одному.
4. Нельзя отслеживать состояние заявлений.
Интерфейс далек от совершенства. И с этим можно смириться, если пользоваться им раз в год. А если нужно подавать по сто заявлений в день? Цифра не гипотетическая, это реальность для риелторов и сотрудников банков. Они используют сайт Росреестра как профессиональный инструмент. И этот инструмент неудобен.

Наш заказчик решил исправить эту ситуацию и разработать профессиональный сервис для работы с заявлениями в Росреестр.
Наша задача
Разработать прототипы и дизайн продукта, который значительно упростит процедуру работы с заявлениями. Как это сделать? Взять и сделать. Есть план, есть процесс, опыт, руки и головы.

Позволим себе немного лирики. Почему вот это «взять и сделать» в одном случае приводит к результату, который, скажем мягко, далек от совершенства, а в другом — четко соответствует и требованиям заказчика, и представлениям пользователей о прекрасном?

Секрет прост. Половина успеха зависит от заказчика. И здесь нам повезло.

Идеальный заказчик и идеальное ТЗ
Со стороны заказчика в проекте принимали участие пять человек:

  • заместитель генерального директора;
  • директор по развитию бизнеса;
  • директор по инфраструктуре;
  • технический директор;
  • директор по производству.

Все пятеро участвовали во ВСЕХ созвонах, презентациях и обсуждениях. Все решения принимали за десять минут. Если в команде возникали разногласия, проводили голосование — тоже сразу и не подвергая сомнению решения большинства.

Когда голоса делились два на два, шел торг за решающий голос: «в прошлый раз я за тебя голосовал, теперь ты за меня». В шутку, конечно.
Идеальное ТЗ

Вводные документы стали для нас приятным сюрпризом. Это было идеальное ТЗ. Никто его никогда не видел — а вот нам повезло. Это был документ, в котором все понятно и которым можно пользоваться как справочником. Вопрос по работе сервиса? А вот же в ТЗ все разжевано. Погнали дальше.
Эдуард
Понятно, что техзаданием дело не ограничивалось. У нас был пользователь-эксперт, который работает с сайтом Росреестра в том самом режиме — «сто заявлений в день». Быстро найти нескольких респондентов не удалось, все-таки продукт профессиональный и узкий. Но один — больше нуля.

Эдуард показал нам, как он работает с сайтом Росреестра. Он создает шаблоны в «Ворде» и оттуда копирует информацию в заявления. Это натолкнуло нас на мысль — предусмотреть возможность создания шаблонов и копирования информации из готового заявления в новое.
Когда мы сделали две трети прототипов, провели тестирование. Эдуард остался доволен результатом: «Если все это будет реально работать, это будет очень-очень круто и значительно облегчит мне жизнь!» (цитата по памяти).
Процесс
Упрощенный план действия

Выглядит слишком просто? Погодите. У нас во всей этой истории участвовало семь человек:

  • менеджер проекта;
  • аналитик-социолог;
  • ведущий проектировщик;
  • проектировщик;
  • три графических дизайнера.

Как вы видите на плане, дизайн начался раньше, чем закончилось проектирование. В какой-то момент на проекте одновременно работали два проектировщика и три дизайнера.

Проектировщики работали параллельно и независимо — каждый занимался своим разделом. При этом удалось сохранить согласованность данных в интерфейсных решениях.

Менеджер дирижировал этим оркестром, а заказчик — с удовольствием похвалим его еще раз — понимал и принимал работу поэтапно.
А где картинки?
Сейчас, сейчас будут. Итак, сразу после общения с Эдуардом мы сделали структуру интерфейса на примере ключевых страниц.

  • Дашборд (он же — главная страница).
  • Список заявлений.
  • Сценарий подачи одного из типов заявления.
    Все самое вкусное, как водится, в деталях

    Нелинейное заполнение

    Бывает, и довольно часто, что не все документы и данные, необходимые для заполнения заявления, есть сразу. Но что-то есть.

    Мы разбили создание заявления на несколько шагов — в зависимости от типа заявления. Пользователь может переходить между этими шагами в любом порядке и заполнять только те поля, для которых данные уже есть.

    А еще — заполнять шаг данными из предыдущих заявлений.

    Проверка

    После создания заявления предусмотрели дополнительную проверку всех введенных данных. Незаполненные поля или неправильно введенные данные подсвечиваются красным цветом. Система не дает отправить заявление с ошибками.

    Все изменения, исправления, дополнения можно сделать прямо на странице проверки, не надо возвращаться назад и прыгать по шагам.

    Все предусмотреть невозможно

    В процессе работы мы обнаружили, что для каждого заявителя (не пользователя, а именно заявителя!) требуется личная электронная цифровая подпись. Мы добавили сервис по выпуску ЭЦП, который позволяет выполнить это действие на любом этапе — перед началом заполнения, в процессе или перед отправкой.

    Теперь сделаем это красиво
    На картинках выше вы видели макеты уже в дизайне. Рассказываем, как это было. Дизайн стал в этом проекте самым сложным и тревожным этапом. Сразу после начала работ «Собака» осталась без штатного дизайнера. Что делать? Фрилансеры спасут. Или все испортят, это смотря как с ними работать.

    Мы сделали так.

    1. Собрали требования к дизайну и составили тестовое задание.
    2. Разместили объявление на freelance.ru, выбрали там двух претендентов и пригласили еще одного знакомого дизайнера.
    3. Заплатили всем дизайнерам за тестовое задание
      Первый концепт
      Второй концепт
      Третий концепт
      Заказчик выбрал третий вариант. С оговоркой — только не розовый!

      Про работу с дизайнерами, кстати, нам есть что рассказать.
      В задании был указан стоп-цвет — красный. Как вы видели, третий вариант — ярко-розовый. Почему? Аргумент простой: розовый — это не красный. Ругаться не стали, попросили поменять.
      Объем работы был большой, и менеджер постоянно созванивался с дизайнером. Но вот что интересно. Менеджер расшаривал экран и пояснял прототипы. Дизайнер отвечал письменно в чате. Без камеры и микрофона.
      Без ошибок не бывает. Работу дизайнера мы принимали по картинкам. Когда приняли работу и получили исходники — обнаружили полный бардак. У дизайнера отсутствовала техническая культура работы с файлами, и нам пришлось вносить правки в уже согласованную и оплаченную работу дизайнера своими силами. Проектировщик в буквальном смысле ночевал на работе — не успел на метро.
      И все-таки респект дизайнеру. В процессе работы он ничего не потерял — ни одного элемента. Это редкость, правда.
      Финальные макеты
      Поиск по заявлениям

      Не до конца заполненное заявление с комментарием руководителя

      Один из шагов

      Результат
      Картинки вы видели. Прототип — по ссылке. Но мы оцениваем результат по другим критериям.

      1. В рамках авторского сопровождения не было ни одного вопроса, решение которого заняло у нас больше пяти минут. Это говорит и о профессионализме разработчика, и о качестве прототипов.
      2. Проект закончен точно в срок. Еще раз. Проект закончен точно в срок.
      3. И главное: сервис разработан в точности по нашим прототипам.
        Сколько стоит?

        От 1 200 000 руб.

        Смысл

        Профессиональный заказчик — профессиональный результат. Что тут еще скажешь?
        «Достигнутые результаты оцениваю на 4+, возможно, потому что по окончании работ у меня сложилось ощущение, что я бы смог справиться и без вас. Но это скорее профессиональная деформация плюс завышенные ожидания лично мои. Результаты практически применимы на 100%. Порекомендовать вас могу друзьям на UX».

        Алексей Макаров
        Заместитель ген. директора
        Другие кейсы
        Made on
        Tilda