Собака
Павлова

Дизайн сложных интерфейсов

Исследование и CJM пациентов с диабетом для компании «МедМаркет»

Нашли вовлекающие и поддерживающие механики для дизайна медицинского приложения.

Med Market логотип.

2022

Группа компаний «МедМаркет» основана в Казани в 2016 году и работает в сфере консалтинга и коммуникаций в здравоохранении. Компания занимается:

  • информационно-технологическим обслуживанием медицинских клиник;

  • речевой, текстовой и цифровой обработкой обращений пациентов до «законченного случая»;

  • разработкой информационных систем и программных комплексов под задачи системы здравоохранения.

Компания МедМаркет работает в сфере консалтинга и коммуникаций в здравоохранении.

Бизнес-задача

Создать персонального медицинского помощника (мобильное приложение) для людей с сахарным диабетом.

Дизайн-задача

Изучить барьеры и драйверы формирования приверженности терапии у людей с сахарным диабетом. Предложить механики для проектирования медицинского приложения-помощника.

Результат

Заказчик получил точечные механики, концептуальные решения и эмпирические данные для медицинского приложения-помощника для людей с сахарным диабетом. Эти данные можно использовать для привлечения инвестиций и монетизации продукта.

Предложили механики для создания приложения

Предложили более семидесяти точечных механик для разработки приложения. Выделили общие для всех типов пользователей механики и отдельно — механики для разных целевых групп (людей с диабетом первого типа, второго типа и родителей детей с диабетом).

70+

механик

1

До манифестации

2 механики

Пример двух механик

Информационно-навигационное приложение «Моё здоровье»

Интеграция в популярные сервисы заботы о здоровье

2

Манифестация

2 механики

Пример двух механик

Распространение приложения через якоря в физической сред там, где люди узнают о своём статусе

ДИА-Онбординг: Доступное, атомарное изложение первоочередной информации в разных формах под разные группы публик: ДИА-FAQ, Сториз, мультики, видео, тамагочи

3

Обучение работе с заболеванием

10 механик

Пример двух механик

Диа-школа в разных форматах для разной аудитории:

  • Текстовая информация для старшего возраста
  • Ютуб-формат для молодёжи
  • Мультики для детей
  • Инста-сториз с короткими фактами о заболевании

Стори-телинг (выходит за рамки геймификации обучения). Пройди путь героя, приручающего ДИА-дракона

4

Режим

38 механик

Примеры механик

Режим «базовый» и режим «интенсив»: базовый — приложение минимально напоминает о себе, не занудствует. Интенсив — применяется перед посещением врача или плановым стационаром. Напоминает обо всех замерах, напоминает, почему это важно.

Медицинские процедуры

Напоминалки о приёме препаратов

Дневник и мониторинг

  • График сахаров
  • Интерпретация показателей, базовая аналитика с привлекательными для пользователя выводами. визаулизацией, инфографикой

Клинические контакты

  • «Секретарь»: приложение организует удобную систему хранения документов, результатов анализов, направлений
  • МедКалендарь: планирование визитов к врачу, помощь с планированием предстоящих и последующих манипуляций, интеграции с сервисами записи

Питание

  • Карта диа-мест с отзывами (а-ля Сворм)
  • Рецепты с комментариями и расчётами
  • Лайфхаки для приготовления привычной еды

Физнагрузки

  • Интеграция с фитнес-приложениями
  • Рекомендации нагрузок под стиль жизни пользователя

Знания

  • «Ревижен» — возможность проверить свои знания на актуальность, а если что не так — получить достоверную информацию. Тесты, квизы, соревновательные игры, профилированные под разные сегменты аудитории
  • Привлечение инфлюенсеров из диа-групп: фуд-блоггеров, блогеров про здоровье, иные темы. Формирование приверженности через личную привязанность к персонам

Социальные функции

Библиотека контактов

5

Родитель-ребёнок

2 механики

Пример двух механик

Парные приложения

Напоминалки ребёнку

В ходе исследования мы выделили четыре периода работы человека с заболеванием: от шока и отрицания в первые дни до привычной каждодневной рутины. 

Предложили как общие механики, применимые на всём пути работы человека с заболеванием, так и специальные, значимые на каком-то конкретном отрезке пути пользователя. Например, в первые дни, когда надо успокоиться и переварить много новой медицинской информации. Или через несколько лет, когда популярные диабетические рецепты надоедают и хочется разнообразия в меню. 

1

Манифестация.

Манифестация

ДИА-онбординг

Основания

Механика

Карта жизни с диабетом

Основания

Механика

2

Обучение работе с заболеванием.

Обучение работе с заболеванием

ДИА-школа

Основания

Механика

ДИА-вики

Основания

Механика

3

Клинические контакты.

Клинические контакты

Дашборд «врач-пациент»

Обоснование

Механика

4

Лайфхаки питания.

Лайфхаки питания

Обоснование

Механика

Мы опирались на выявленные в ходе исследования жизненные ситуации, в которых пользователи сталкивались со сложностями или неудобствами. Такие ситуации мы рассматривали как барьеры. Например, заполнение дневника самонаблюдения – это барьер. Менее очевидный пример: день рождения ребёнка с диабетом. Хочется приготовить что-то особенное, что понравится и ребёнку, и гостям, но будет соответствовать диете. Как тут выкрутиться? — чем не контекст для использования приложения. А к нему уже и механики можно подобрать. Такие пользовательские задачи, контексты использования приложения и верхнеуровневые сценарии мы расписали подробнее.

Обосновали выбор механик результатами исследования

Чтобы предложить обоснованные механики, мы провели качественное социологическое исследование. Работали по этапам, результаты каждого этапа презентовали и передавали заказчику.

1

Сделали обзор научных исследований по теме

Найденные модели помогли нам грамотно сделать дизайн исследования, предупредили о подводных камнях и повлияли на итоговый подход к анализу данных.

Обзор научных исследований.

2

Разработали программу исследования и исследовательский инструментарий

Провели четыре экспертных интервью с врачами-эндокринологами. Приложение должно быть удобным и пациентам, и врачам, так что важно знать потребности обеих сторон. Погружение в тему терапии помогло нам интервьюировать людей с диа-статусом. 

3

Провели 12 интервью с людьми с диабетом

Получили больше 20-ти часов записей и несколько сотен страниц анонимизированных расшифровок интервью.

Организовали цитаты информантов в соответствии с выявленными смысловыми блоками. 

Передали заказчику 82 страницы тематически организованных ключевых цитат.

Программа исследования и исследовательский инструментарий.

4

интервью с людьми с диабетом первого типа

4

интервью с людьми с диабетом второго типа

4

интервью с родителями детей с диабетом первого типа

Составили и передали заказчику CJM пациентов с диабетом

Потребовалось семь карт. Одна CJM с общими для всех типов пациентов данными и по две CJM для каждого из трёх изучаемых сегментов аудитории: людей с диабетом первого типа, людей с диабетом второго типа, для родителей с детьми с диабетом.

CJM пациентов с диабетом.

Каждая CJM разбита на четыре крупных этапа во времени:

1

2

3

4

Манифестация – отрицание, незаинтересованность в работе с заболеванием

Осознание – формирование заинтересованности

Планирование, действие, оценка – обучение работе с заболеванием

Поддержание рутинной работы с заболеванием

CJM пациентов с диабетом.

Для каждого шага выделили:

  • типовые действия, выполняемые пользователями;

  • барьеры: факторы, которые могут мешать приверженности работать с заболеванием;

  • драйверы: факторы, помогающие работать с заболеванием и формировать приверженность;

  • самые яркие цитаты информантов, иллюстрирующие представленные находки.

CJM пациентов с диабетом.

Для каждого из сегментов аудитории сделали две специфические CJM

Одна показывает типовой день жизни, повседневную рутину работы с заболеванием.

Другая – типовой день перед посещением врача. В этот период пользователю нужно работать с заболеванием особенно интенсивно. Многие действия, обычно выполняемые автоматически, в это время требуют дополнительного внимания. Например, нужно чаще замерять показатели крови и подробнее вести дневник питания.

CJM пациентов с диабетом. Типовой день посещения врача и типовой день жизни.

Сделали портреты пользователей

Владимир (32 года)

Место жительства: Новосибирск
Живет с диабетом 1 типа уже 3 года.

Женат, есть маленький ребенок. Работает торговым представителем, что предполагает ежедневное посещение места работы. Несмотря на диагноз, ведет активный образ жизни. Увлекается кулинарией, регулярно занимается спортом.

Первое время после постановки диагноза страдал депрессией, но поддержка семьи помогла вернуться к привычному образу жизни.

Маргарита (40 лет)
Место жительства: Казань
Диабет 2 типа диагностирован в 32 года.

Маргарита замужем, есть ребенок. Работает бухгалтером. Ведет достаточно активный образ жизни. После дебюта болезни сделала своим хобби садоводство, предпочитает самостоятельно выращивать овощи, ягоды, так как больше им доверяет.

Светлана (35 лет) и Маша (11 лет)

Место жительства: Казань
Диабет 1 типа у Маши диагностирован в 8 лет.

Светлана замужем, раньше работала, но из-за болезни дочери отказалась от карьеры. Семью обеспечивает отец.

Маша относится к диагнозу ответственно, но чувствует, что болезнь мешает нормальной жизни и общению со сверстниками. Иногда ей хочется «сорваться» с диеты. Занимается художественной гимнастикой. Может сама делать инъекции и замеры, но мама старается контролировать процесс.

Владимир (32 года)

Место жительства: Новосибирск
Живет с диабетом 1 типа уже 3 года.

Женат, есть маленький ребенок. Работает торговым представителем, что предполагает ежедневное посещение места работы. Несмотря на диагноз, ведет активный образ жизни. Увлекается кулинарией, регулярно занимается спортом.

Первое время после постановки диагноза страдал депрессией, но поддержка семьи помогла вернуться к привычному образу жизни.

Маргарита (40 лет)

Место жительства: Казань
Диабет 2 типа диагностирован в 32 года.

Маргарита замужем, есть ребенок. Работает бухгалтером. Ведет достаточно активный образ жизни. После дебюта болезни сделала своим хобби садоводство, предпочитает самостоятельно выращивать овощи, ягоды, так как больше им доверяет.

Светлана (35 лет) и Маша (11 лет)

Место жительства: Казань
Диабет 1 типа у Маши диагностирован в 8 лет.

Светлана замужем, раньше работала, но из-за болезни дочери отказалась от карьеры. Семью обеспечивает отец.

Маша относится к диагнозу ответственно, но чувствует, что болезнь мешает нормальной жизни и общению со сверстниками. Иногда ей хочется «сорваться» с диеты. Занимается художественной гимнастикой. Может сама делать инъекции и замеры, но мама старается контролировать процесс.

Продуктовые идеи

В ходе аналитики проявились крупные, высокоуровневые сюжеты. Не точечные механики, а скорее концептуальные установки, которые могут формировать образ продукта. Их мы тоже передали заказчику. Такие сюжеты могут быть важны для принятия продуктовых решений, для стратегии роста и развития продукта. 

Сюжет 1

Свобода «для жизни», а не «от заболевания»

Один из сюжетов, повторяющихся у разных информантов, – о том, что важно бороться не против болезни, а за счастливую жизнь вопреки болезни. В таком случае из врага, борьба с которым отъедает много времени и энергии, диабет становится одним из контекстов жизни, а работа с ним – такой же частью рутины, как чистка зубов или поливка цветов.

Подобный фокус влияет на выбор и приоритезацию механик для приложения. Система может говорить пользователю «Внимание, опасность, скоро будет слишком много сахара, не ешь больше трёх печенек!», а может сообщать: «Вы можете съесть ещё три печеньки, приятного аппетита!».

Помимо выбора точечных механик, такой подход поможет сформировать маркетинговую стратегию и обосновать ценность приложения для инвесторов и пользователей. 

Сюжет 2

Отношения пользователя с хроническим заболеванием меняются со временем. Приложения должны меняться вместе с ними

Диабет – это статус на всю жизнь. Принятие подобного статуса – долгий процесс. На этом пути человек проходит несколько этапов, и его потребности сильно отличаются на каждом их них. Так, только узнав о своём диа-статусе, человек пытается справиться со стрессом и переварить тонны новой для себя информации, и для этого может постоянно обращаться к приложению. А через несколько лет ему будет важно, чтобы мобильный помощник минимально отвлекал его от других, более важных жизненных задач.

Исходя из этого, мы предложили делать разные фокусы в приложении в зависимости от того, на каком этапе работы с заболеванием находится человек. От этого могут зависеть режимы оповещений, подробность описания значений медицинских показателей – на разных этапах людям требуется помощь разного типа, а значит, приложение должно меняться вместе с ними.

Сюжет 3

Специфичность

Наше исследование показало, что пути людей с разными типами диабета отличаются достаточно, чтобы предполагать создание разных интерфейсов под их специфические потребности. Эти различия мы продемонстрировали на CJM. 

Например, качественно отличаются пути родителей с маленькими детьми с диабетом: рутина мамы и ребёнка – две очень разные рутины, особенно если речь идёт про совсем маленьких детей. Когда ребёнок подрастет, могут потребоваться парные приложения для родителя и ребёнка, отличающиеся как интерфейсом, так и функциональностью.

Пока ребёнок спит, мама делает массу дел, связанных с работой с заболеванием. 

Другая важная специфика – разная интенсивность работы с диабетом в обычный день и перед визитом к врачу. Если в обычные дни человек, много лет живущий с диа-статусом, многие вещи выполняет автоматически, не всегда записывает хлебные единицы и может иногда пропустить замер сахаров, то перед посещением врача нужно аккуратно и дотошно фиксировать все показатели, иначе врач не сможет понять динамику заболевания и дать рекомендации. 

Использовали академический подход

В работе над проектом с нашей стороны участвовали два профессиональных социолога. Подобная работа требует глубокого понимания специфики социальных отношений в сфере здравоохранения, тщательного сбора и анализа данных, понимания специфики проведения качественного исследования и особенно – этики работы с людьми с хроническими заболеваниями и врачами.

Работали в плотном контакте с командой заказчика. Собрали много материала, и нужно было постоянно проверять, какие из находок полезны для продукта. Поэтому после каждого из этапов исследования проводили большой созвон, обсуждали результаты и планировали следующий этап.

Обилие данных потребовано представить результаты в разных форматах:

Визуальные: CJM

Текстовые: отчёты (тексты, таблицы) и презентации PPTX/PDF

Устные: презентации на созвонах с обсуждением итогов

Нюансы процесса

1

Сделали обзор литературы

Сначала – анализ литературы. По его итогам сделали презентацию с основными находками.

Обзор литературы.
Обзор литературы.

К этим данным мы возвращались на разных этапах работы. Теоретические модели легли в основу как разработки программы и инструментария, так и последующей аналитики. Так, сначала нам казалось, что SIMPLE может быть основной концептуальной рамкой для проекта. Однако, когда мы собрали данные, стало ясно, что транстеоретическая модель изменения поведения подходит лучше. В адаптированном виде, она легла в основу типизации практик и инструментов в зависимости от этапа работы с заболеванием.

2

Разработали программу исследования

Разработали программу исследования с учётом анализа уже имеющихся научных данных.

Исследовательский вопрос

Что помогает и мешает людям с СД контролировать свое заболеванием вне стен медицинского учреждения?

Объект исследования

Жители республики Татарстан, которым был диагностирован СД1 или СД2 в возрасте 26-40 лет.

Предмет исследования

Практики контроля и управления СД в повседневной жизни, барьеры и драйверы предверженности терапии.

Цель исследования

Анализ повседневных практик контроля и управления СД, барьеров и драйверов приверженности терапии.

Особое внимание уделили критериям отбора информантов.

Группа №1

Инсулинопотребные

4 респондента

Группа №2

Не инсулинопотребные

4 респондента

Группа №3

Родители детей с СД

4 респондента

  • Возраст 26-40

  • Пол не принципиален

  • 1 и 2 тип диабета

  • Есть потребность в инсулине

  • Стаж болезни: 2 «новичка» и 2 «опытных»

  • Возраст 40-60

  • Пол не принципиален

  • 2 тип диабета

  • Нет потребности в инсулине

  • Стаж болезни: 2 «новичка» и 2 «опытных»

  • Возраст ребенка до 12 лет

  • Пол родителя: женщины

  • 1 тип диабета

  • Есть потребность в инсулине

Выборка врачей: четыре врача-эндокринолога, практикующих в республике Татарстан.

3

Разработали исследовательский инструментарий

Отдельные гайды для интервью с врачами и пациентами разных сегментов.

Задачи

  1. Выявить сложности диспансерного наблюдения пациентов.

  2. Описать процесс сбора и анализа информации о состоянии пациента.

  3. Выявить потребности в дополнительной информации о состоянии/терапии пациента.

  4. Выявить представления об автоматизированном мониторинге. 

  5. Выявить опыт использования пациентами МП для СД. 

Врачи

1/7

Вводный блок

  1. Расскажите немного о себе (возраст, образование, ВУЗ, город проживания?)

  2. Расскажите о вашей работе (должность, специализация, медучреждение, стаж?)

  3. Как решили работать именно эндокринологом? 

  4. Что вам нравится в вашей работе? Что хотели бы изменить?

Врачи

2/7

Диспансерное наблюдение

  1. Как ваша работа связана с пациентами?

  2. Каковы ваши врачебные задачи в диспансерном наблюдении инсулинопотребных и не инсулинопотребных пациентов? 

  3. С какими сложностями диспансерного наблюдения вы сталкиваетесь в своей работе? Как вы с ними справляетесь? 

  4. Как обычно контактируете с пациентами?

  5. Что бы вы изменили в формате коммуникации?  . 

  6. Как обычно происходит приём инсулинопотребных / не инсулинопотребных пациентов?  . 

Врачи

3/7

Сбор данных от пациентов

  1. Какие данные от пациента вам необходимы на приёме? (глюкометрия, дозы инсулина и т.д.). За какое время? 

  2. Для чего вам эти данные? Что делаете, как анализируете? 

  3. Как пациенты обычно дают информацию о своем состоянии?

  4. Какие сложности на этом этапе есть?

  5. Как вы понимаете, что пациент точен и не приукрашивает?

  6. Как обычно происходит приём инсулинопотребных / не инсулинопотребных пациентов?  . 

Врачи

4/7

Информационные потребности

  1. Какой информации о состоянии пациента вам не хватает для решения врачебных задач?

  2. Как можно решить эту нехватку, на ваш взгляд? 

  3. Что думаете об автоматической загрузке данных от пациентов (глюкометрия и пр.) в вашу систему? Каковы плюсы, минусы?

  4. Как бы автомониторинг изменил работу врача?

  5. А что бы изменилось на стороне пациента? 

  6. Какие барьеры для пациента вы видите? А для врача?  Как назначаете/корректируете терапию в этом случае? 

Врачи

5/7

Приверженность терапии, мобильные приложения для СД

  1. Как думаете, с чем связана низкая приверженность терапии пациентов с СД? Что может помочь пациенту ее повысить? 

  2. А как лично вы мотивируете пациентов? 

  3. Насколько среди пациентов распространены мобильные приложения для управления диабетом ? Как их используют? 

  4. Какие пациенты чаще использует МП? Что их отличает? 

  5. Какие МП для СД вам нравятся и почему? 

Врачи

6/7

Завершение

Есть ли вопросы, которые мы не обсудили, но вам они кажутся важным дополнением к теме?

Врачи

7/7

Задачи

  1. Описать внутреннюю картину болезни: представления людей с СД о заболевании, осведомленность о состоянии. 

  2. Изучить опыт клинических контактов в контексте СД. 

  3. Описать субъективные смыслы и повседневные практики контроля и управления СД. 

  4. Выявить барьеры и драйверы приверженности терапии. 

  5. Изучить использование инструментов контроля и управления заболеванием, особенно цифровых интерфейсов.

Пациенты

1/11

Вводные вопросы

  1. Расскажите о себе (возраст, образование, ВУЗ, город)

  2. Расскажите о работе (должность, специализация, стаж, сидячая/тяжелая, удаленка/офис)

  3. Условия жизни (с кем живёте, доход)

  4. Стиль жизни (хобби, увлечения, спорт, вредные привычки) 

  5. Ограничения, связанные со здоровьем (когнитивные особенности, иные заболевания)

Пациенты

2/11

Старт и история

  1. Расскажите, как вы узнали заболевании? Какие были переживания, ожидания? Как изменилась ваша жизнь?

  2. Какой смысл вы придавали терапии в начале и как это менялось, в связи с чем?

  3. Какие вехи на пути вы можете обозначить?

Пациенты

3/11

СамоКонтроль (дневник, МП)

  1. Как вы ощущаете гипо/гипер симптомы? На что еще обращаете внимание?

  2. Что вам нужно знать о своём состоянии? Зачем?

  3. Какие инструменты используете для мониторинга?

  4. Как вы фиксируете результаты мониторинга? Покажите.

  5. Расскажите пожалуйста, что означают последние записи?

  6. Бывает ли, что вам сложно проинтерпретировать результат? Что тогда делаете?

Пациенты

4/11

Клинические контакты

  1. Как часто вы посещаете врача? Как планируете визиты? 

  2. Что вы рассказываете врачу? Насколько это удобно? 

  3. Какую информацию получаете? Где её фиксируете? 

  4. Для чего врач дал вам эти рекомендации?

  5. Какие из рекомендаций вы выполняете? Почему?

  6. Как связываетесь с врачом вне визита? Используете ли телемедицину? По каким поводам, какие каналы?

  7. Насколько доверяете врачам? От чего зависит ваше доверие?

Пациенты

5/11

Знания

  1. Как вы оцениваете свои знания о заболевании?

  2. Откуда берете информацию о заболевании? Расскажите про несколько источников. Насколько удобно ими пользоваться, насколько они полные? Какую информацию где ищете? Какой информации не хватает?

  3. Аналогично об информации про лекарства, технические средства

  4. Насколько этой информации достаточно для интерпретации состояния и принятия решений: например, что пора к врачу?

Пациенты

6/11

Повседневные практики

  1. Опишите ваш типичный день. Какое место в нём занимают действия, связанные с заболеванием? Что вам нужно делать ежедневно? (измерение сахара, приём лекарств, подсчёт ХЕ)

  2. Фиксируете ли план действий ? Как? Используете ли электронные инструменты?

  3. Что помогает вам придерживаться плана? Какие инструменты используете? (аналоговые - электронные - приложения)

  4. Одинаково ли легко/сложно придерживаться плана дома/на работе/в гостях?

Пациенты

7/11

  1. Как фиксируете действия?Ведёте ли дневники действий? Аналоговые или электронные?  Как выглядят ваши инструменты? Что в них хорошо, удобно, а что - не очень?

  2. Вы едете в отпуск: как понять, что взять с собой? (планирование при изменении структуры повседневности)

  3. Вознаграждаете ли вы/другие себя как-то за следование плану? Какие вознаграждения вам бы хотелось получать?

  4. Как понимаете, зачем нужны эти действия? Как они влияют на жизнь? Есть ли побочки? Что будет, если перестать? 

  5. Что мешает следовать плану? Есть ли типичные факторы? Из-за чего план нарушался последние несколько раз?

Пациенты

8/11

Обеспечение

  1. Как вы планируете медицинское обеспечение? Как считаете расходы на него? Как планируете? Какая информация важна?

  2. Получаете ли льготные препараты, тест-полоски? Где? Как организован процесс? Что в нём хорошо? Есть ли сложности?

  3. Приходится ли докупать что-то? Что? Насколько доступно?

  4. Есть ли вариации в выборе средств? Что влияет на выбор? (финансы, производитель, наличие в регионе)

  5. Как ищете препараты, выбираете аптеки? Пользуетесь ли какими-либо сервисами? Какие факторы для вас важны?

Пациенты

9/11

Социальные факторы

  1. Какие люди, помимо врача, влияют на вашу работу с заболеванием?

  2. Как оцениваете их влияние на процесс?

  3. Вы общаетесь с другими диабетиками? (личные знакомства, сети, группы, сообщества, организации, онлайн и офлайн объединения). Зачем вам это?

  4. К кому обращаетесь с вопросом или за советом об управлении СД, его проявлениями и симптомами?

Пациенты

10/11

Рефлексия

  1. Мы поговорили о многих аспектах вашего опыта. Какие три вещи больше всего вам мешают / помогают оставаться приверженным терапии?

  2. Опишите идеальное приложение-помощник при диабете?

Пациенты

11/11

4

Провели интервью с врачами-эндокринологами

Интервью затранскрибировали, провели тематическое кодирование, выделили смысловые блоки, собрали отчёт.

Выборка

Конспект

  • Выбор специальности

  • Отсутствие результата работы

  • Что нравится в работе

  • Что не нравится

  • Пациенты

  • Пациенты в стационаре

  • Финансы на диабет

  • Врачебные задачи

  • Сложности

  • Неответственные пациенты

  • Питание пациентов

  • Как справляется

  • Коммуникация с пациентами

  • Посещение стационара

На основе собранных данных подготовили презентацию из 18-ти пунктов, демонстрирующих потребности врачей.

Презентация. Потребности врачей.
Презентация. Потребности врачей.

По собранным данным внесли правки в гайды для интервьюирования пациентов.

5

Нюансы полевой работы

Рекрутинг людей с ДИА-статусом

Заходили в поле через модераторов крупных сообществ людей с диабетом в социальных сетях. При рекрутинге уделили особое внимание презентабельности: специально рисовали картинки для объявлений.

Картинки для объявлений исследовательского интервью.

Во время полевой фазы всегда имели большой запас информантов. Нужно было подбирать информантов, наиболее близких критериям построения выборок. Кто-то в процессе стеснялся и до интервью не доходило. Найти 12 людей, готовых поделиться опытом работы с заболеванием – не самая тривиальная задача. Чтобы найти информантов с диабетом второго типа, нам даже пришлось завести аккаунт в Одноклассниках.

Список информантов. Список информантов. Список информантов.

Язык

Чтобы не задеть случайно информанта словом, мы специально изучали, как люди называют сами себя в переписках в сообществах, консультировались со знакомыми людьми с диабетом и использовали материалы, собранные во время изучения врачей. В итоге для себя мы выработали своего рода лист стоп-слов («больные», «лечение», с осторожностью – «диабетики», «пациенты»…) и адекватных, приемлемых в среде аналогов («люди с диа-статусом» «работа с заболеванием», «манифестация»…). 

Корректные термины помогли нам наладить доверительный контакт с информантами и собрать ценные инсайты.

Возраст и стаж жизни с диа-статусом тоже оказывают влияние. Человек учится работе с заболеванием в соответствии с теми нормами медицины, которые были на момент манифестации. Переучиваться много лет спустя человеку сложно, но наука не стоит на месте: если 20 лет назад врачи рекомендовали есть только зелёные яблоки, теперь известно, что и красные тоже можно. Меняются системы мониторинга, способы доставки. Важно помнить о таких эффектах при разработке гайда, проведении интервью и при анализе материалов. 

Этика и стигма

В интервью мы особое внимание уделяли темам, разговор о которых может быть неловким и неудобным, но важным для создания действительно полезного приложения.

Так, стало понятно, что для женщин в графиках сахаров должна быть такая переменная, как месячные циклы, разговор о которой часто остаётся за скобками как в нарративах врачей, так и в нарративах информантов. 

СД2-2 [00:27:18] Об этом (о критических днях) разговоров не было. То есть они, конечно, говорили со всеми, кто на инсулине, о хлебных единицах. А тут, поскольку этого будто нет, рекомендовали записывать только показатели. Это то, что должны были сказать врачи, что должны говорить всем женщинам. Что когда скачут гормоны раз в месяц – не удивляйтесь вообще ничему. Это мне тоже пришлось гуглить и потом уточнять отдельно у эндокринолога. 

Практики и инструменты

В ходе интервью отдельно расспрашивали информантов об их потребностях, и отдельно – об инструментах, которыми они пользуются, чтобы эти потребности удовлетворять.

1

Если разговор про потребности – это, в основном, слова, то инструменты по возможности мы просили показывать. Получались этакие микротестирования различных интерфейсов.

Дневники больных диабетом. Дневники больных диабетом.

2

Во внимание принимали не только цифровые интерфейсы (такие как приложения), но и аналоговые. Например – бумажные дневники.

Дневники больных диабетом. Дневники больных диабетом.

3

Иногда во время интервью рисовали с информантами “идеальные” таблички прямо по экрану, чтобы ничего не потерять.

4

Старались максимально охватить и другие инструменты, помогающие на разных этапах: книги, сообщества, общение с близкими, спорт, СМИ, кулинарные курсы – когда заболевание с тобой всю жизнь, ящик с инструментами не имеет дна.

6

Нюансы аналитики

Около 25 часов записей интервью мы дословно расшифровали. Получили сотни страниц материала.

Воспользовались методом тематического кодирования: перечитали транскрипты, выделили релевантные цитаты, сгруппировали по блокам. Так, только краткий список цитат по диабету второго типа занимает 20 страниц мелким шрифтом.

Цитаты по темам

Люди с диабетом второго типа

  • Про информантов

  • Манифестация

  • Знания

  • Практики

  • Терапия

  • Изменения в жизни

  • Питание

  • Физнагрузки

  • Клинические контакты

  • Телемедицина

  • Поиск врача

  • Коммуникация

  • СОС

  • Форумы и соцсети

  • Родственники и друзья

  • Игрофикация

  • Использование приложений

Ввели ось времени, сгруппировали инсайты и цитаты по четырем этапам работы с хроническим заболеванием.

Цитаты по темам

СД2

  • Старт

  • Проявление симптомов

  • Самолечение

  • Обследование

  • Мониторинг

  • Осознание

  • Работа со стрессом

  • Достоверные знания, понимание терминов

  • Переход

  • Режим питания

  • Осознанность

  • Плато

  • Приём препаратов

  • Повседневный мониторинг

  • Дневник наблюдения

  • Режим питания

  • Физнагрузки

  • Клинические контакты

  • Работа с побочными/сопутствующими заболеваниями

  • Новые знания о диабете

На основе полученных данных составили CJM для каждого из типов. Сопоставив между собой цитаты по выделенным этапам работы с заболеванием, составили сводную CJM.

Итогами работы стали:

72

механики для проектирования приложений

3

крупных концептуальных сюжета для принятия продуктовых решений

7

CJM, описывающих особенности пути трёх ключевых групп пользователей на четырёх выявленных этапах работы с заболеванием

1

презентация потребностей и представлений эндокринологов по поводу идеального медицинского приложения-помощника

16

качественных интервью

25

часов аудиозаписей

82

страницы ключевых цитат информантов

и...

сотни страниц расшифровок интервью, а также фотографии и скрины интерфейсов, оборудования, дневников, используемых информантами в работе с заболеванием.

Нам в Собаке нравятся проекты, связанные с исследованиями. Они обычно умные и с отсроченным эффектом для заказчика. Даже если заказчик приходит с запросом на исследование только потому, что «так в умных книжках написано», и не все результаты «разговоров» берет в работу сразу, со временем он понимает, что это была долгосрочная инвестиция, которую можно использовать на протяжении многих лет развития продукта

Наталья Прокофьева, генеральный директор «Собаки Павловой»

850 000 ₽

стоимость проекта

2,5 месяца

мы делали проект

Похожие проекты

РАИСА

Дизайн системы мониторинга пациентов в реанимации

Провели исследование и вместе с заказчиком поменяли всю логику работы медицинской системы для реаниматологов

МИАЦ

Электронная карта пациента

Разработали дизайн раздела «Анализы» интегрированной электронной медицинской карты.

ТИС

Глобальная система дистанционного мониторинга артериального давления

Создали два интерфейса: личного кабинета врача и мобильного приложения пациента.

M-Line

Интерфейс профессиональной системы

Спроектировали с нуля коммерческий продукт для дистанционного мониторинга артериального давления.

Собака Павлова

Пишите нам

На обычную почту  
,
в WhatsApp 
или в
(это наш директор)

Позвонить тоже можно

8 (800) 511-84-17

Кое-что показываем и рассказываем на весь интернет

Красивое на
, интересное в
, полезное на

На сайте могут встретиться упоминания социальных сетей, признанных на территории РФ экстремистскими организациями

Собака Павлова

Дизайн сложных интерфейсов

© Да какие уж тут копирайты

Санкт-Петербург • Подгорица • Хайфа

Адрес для почтовых отправлений: 194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, д. 20, литера А, кв. 49