Контент и прототип буклета для отраслевой выставки
Цена
~ 180 000 ₽Результат

Клиент не знал, как описать сложный продукт, однако надо было успеть к выставке. Поэтому работали вместе: автор ездил на производство, обсуждал принципиальные схемы и собирал текст вместе с инженерами.
Эта услуга называется у нас дизайн контента. Любого контента, не только текстов, и любой сложности.
Задача
«Механотроника РА» занимается автоматизацией энергообъектов, разработкой и производством цифровых устройств релейной защиты и прочими задачами, не вполне понятными людям, далеким от инженерии и энергетики.
Оборудование «Механотроники РА» используется на сложных энергообъектах
Среди прочего у «Механотроники РА» есть собственная разработка — программно-технический комплекс «Эгида». На базе «Эгиды» компания строит решения по автоматизации энергообъектов разной сложности и масштаба.
Аналитика
Компания участвует в отраслевых выставках, и ей нужны буклеты. Но что должно быть в буклетах? Чем они могут отличаться от материалов других компаний, предлагающих примерно то же самое? Любое решение должно соответствовать стандартам, отвечать требованиям ПАО «Россети», учитывать особенности объекта — иначе его не примет заказчик. Короче, не слишком разгуляешься.
До нас буклеты выглядели вот так
Нашей задачей в проекте было информационное проектирование двух буклетов — про автоматизацию энергообъектов и про систему оперативных блокировок. Вместе с заказчиком предстояло определить содержание, подготовить материалы и сформулировать задание дизайнеру.
Плюсы и минусы
+ Инженеры Работать с инженерами легко и приятно. Они грамотные, знают, что такое проектирование и прототипирование, и, главное, всегда готовы взять и сделать — качество, увы, редкое.
+ Участие заказчика В нашем распоряжении была целая команда, и какая! — инженер-проектировщик, главный инженер проектов, руководитель отдела автоматизации, заместитель генерального директора.
+ Специфика Мы не разбираемся в автоматизации энергообъектов — в лучшем случае примерно представляем, как работает трансформатор.
+ Сроки Есть четкий дедлайн — выставка. К выставке нужно разобраться с содержанием, сделать дизайн и получить тираж из типографии.
Процесс
Это хороший пример проекта с высокой неопределенностью. Мы не могли сразу разработать пошаговый путь до цели — слишком много неизвестных. Мы не могли проявлять самостоятельность — слишком сложная для нас тема. Тем не менее общий план действий у нас был.
- Собрать требования заказчика.
- Погрузиться в тему, изучить предыдущие буклеты компании.
- Сформировать ожидания читателей. Кто возьмет этот буклет в руки и что его будет интересовать?
- Получить от заказчика материалы, которые отвечают ожиданиям читателей, — самый загадочный пункт.
- Проанализировать все материалы и предложить информационную структуру.
- Отредактировать информационную структуру в несколько итераций.
И еще нам нужно было четко определить, что мы делаем в этом проекте, а что нет. Например, дизайн и отрисовка схем не входили в наши задачи. Все это мы оформляем в короткий, но очень важный документ — обоснование проекта.
Погнали
На первой рабочей встрече инженеры «Механотроники РА» провели для нас ликбез — из чего состоит трансформаторная подстанция, как ее автоматизировать, что блокирует система управления блокировками и т. д. Погрузились в тему, как могли, и наконец приступили к работе.
Чтобы понять содержание, нужно понять, что интересует читателей. У нас выходило, что буклет может попасть в руки трем персонажам.
-
Руководитель технических специалистов — тот самый человек, который принимает решение о сотрудничестве. Вряд ли он будет изучать буклет дальше первых двух страниц, вряд ли станет принимать решение только на основании буклета. Скорее, наоборот. В этом случае буклет работает как имиджевый промоматериал, сопутствующий переговорам.
-
Технический специалист. Влияет на руководителя, оценивая предложенные решения с инженерной точки зрения. Интересуется техническими деталями и «докапывается до мышей». Сложная аудитория. С одной стороны, нужно избавить такого читателя от упоминания очевидных вещей (он и без нашей подсказки помнит ГОСТ), с другой — не забыть про то, что действительно важно.
-
Проектировщик в проектном институте. Косвенно влияет на выбор поставщика еще на этапе разработки проекта. И отдает предпочтение тем, у кого есть готовые решения, подробная документация и консультации.
Первым делом мы с заказчиком набросали список решений, написали пару слов для проектировщиков, прикинули содержание первого разворота для руководителей. Ничего уникального и инновационного, просто структурирование, итерация первая. Результат — еще не прототип, но уже скелет будущего буклета. Для проектирования использовали онлайн-сервис Miro — простой инструмент для быстрого (очень быстрого) прототипирования без ненужных в данном случае тонких настроек и с возможностью выгрузки результатов в PDF.
Сперва нужно определиться со структурой. Если ошибиться на этом этапе, буклет не получится, какими бы хорошими тексты ни были
Что могло пойти не так?
Теперь предстояло наполнить все это содержанием. Легко сказать! По факту дела обстояли так.
-
У заказчика нет материалов — текстов, схем. Точнее, есть немного по отдельным решениям, есть куча проектных документов, есть старый буклет. Но это едва ли 20% от содержания буклета нового.
-
Мы не могли проявить инициативу, написать «рыбу» или как-то еще начать создавать контент. Просто потому, что не знали, как выглядит схема упрощенной АСУ для подстанций — к примеру, указывать ли значение номинального тока в устройстве сопряжения с объектом, или это второстепенная информация.
-
Мы уже упоминали, что решения по автоматизации строятся на базе программно-технического комплекса «Эгида». Но и тут загвоздка. «Эгида» есть, а четкого представления о том, что это такое, нет. Классическая история в инженерной среде, когда собственные наработки уже давно превратились в продукт, но этот продукт еще никто не описал.
Плюс ко всему перечисленному — сроки. Через две недели буклет надо отдать в типографию.
План спасения был такой: пять итераций работы нашего информационного архитектора — двухчасовая встреча с командой заказчика, двухчасовое оформление результатов встречи и самостоятельной работы команды «Механотроники РА». Результат каждой итерации — обновленный прототип.
И этот план сработал. Встречи были разного формата. Мы стояли над душой у главного инженера проектов, когда тот рисовал принципиальные схемы, потом совместно обсуждали структуру полученных материалов, затем подбирали картинки из небогатого фотобанка и, наконец, вносили финальные правки и оттачивали формулировки. После каждой встречи прототип становился все больше похожим на готовый (пусть и не идеально сверстанный, дизайн — не наша задача) буклет.
Дизайн контента
«Пошел креатив». Так описал результаты второй командной встречи заказчик. Креатив действительно пошел. А именно — появились принципиальные схемы решений. Сложно оценить их наглядность, не будучи инженером-электриком, но общая суть — рассказать об архитектуре решений, избегая лишнего и очевидного.
Никто не знал, что должно получиться. Но после второй встречи у участников проекта появилось ощущение, что мы идем верным путем
Кроме того, произошло кое-что, на наш взгляд, еще более важное. Вместо туманного названия «программно-технический комплекс „Эгида“» появилось четкое определение, из чего состоит этот комплекс, какие именно программные и технические решения в него входят.
Маленький шаг к финальной версии буклета и большой шаг к определению, что же такое «программно-технический комплекс „Эгида“»
Наша роль
Прежде чем продемонстрировать финальный результат, нужно подытожить роль «Собаки Павловой» во всей этой истории. Поставим вопрос так: мог ли заказчик обойтись своими силами? Да, однозначно. Буклет — результат интеллектуальной деятельности инженеров «Механотроники РА». Что же тогда сделали мы?
-
Задали отправную точку — интересы читателей. Без долгой аналитики и бесконечных обсуждений. Просто определили рамки для инженерного интеллекта заказчика, чтобы ему было проще думать.
-
Активно применяли варан-менеджмент. Вместо «ну вы нам пришлите схемки, а мы на них посмотрим и ничего не поймем» наш информационный архитектор приезжал в офис «Механотроники РА» и, преданно глядя в глаза инженеру, слезно умолял набросать схему прямо сейчас — «ты же инженер, ты самый умный, кто, если не ты». И возвращался назад с добычей — принципиальной схемой, пусть нарисованной от руки.
-
Фиксировали всё. Если кто-то из команды при обсуждении прототипа нащупывал точную формулировку, мы сразу ее записывали.
-
Визуализировали. Сразу показывали, как информация ляжет на страницы буклета. Почему это важно? Во-первых, работая с текстами в Word, легко закопаться в смысловых нюансах, уточнениях, комментариях и забыть о том, что читатель будет видеть не отдельные абзацы, а страницу целиком. Во-вторых, прототип удобно распечатать и исправлять вручную, менять страницы местами, выстраивая логику. Наконец, имея перед глазами конечный результат, мы держим под контролем общую структуру — к примеру, следим, чтобы схожие решения оказались на одном развороте.
-
Предлагали изменения по структуре. Например, показывать готовые решения до описания состава программно-аппаратного комплекса — чтобы сделать конкретные предложения «Механотроники РА» более наглядными.
-
Избавляли заказчика от рутинной работы вроде поиска формулировок, проверки орфографии, внесения мелких правок.
-
Упаковывали результат в виде ТЗ для дизайнера. Чтобы дизайнер сразу получил прототип, тексты в Word (удобней копировать), картинки, разложенные по папкам.
Результат
Прототип буклета, который осталось только «обдизайнить» и отдать в печать. Впрочем, мы считаем главным результатом не новую полиграфию к выставке. Ценность нашей работы в том, что заказчик с нашей поддержкой подготовил внятные материалы по собственным решениям. То есть сделал то, до чего у профессионалов, как правило, не доходят руки.
Прототип буклета. Осталось только «обдизайнить»
Смысл
Про нашу роль мы рассказали в кейсе. Но во всей этой истории есть и скрытый смысл. Формирование продукта — это отдельная большая работа. Не инженерная, маркетинговая. Про то, как она выполняется в общем виде, мы уже давно написали статью.
Нам кажется, что этот буклет — первый шаг к формированию продукта «программно-технический комплекс „Эгида“». Мы его описали. Что дальше? Дальше (если заказчик посчитает нужным) это описание еще предстоит упаковать. Как именно — надо думать. Желаемый результат — сделать «Эгиду» узнаваемым брендом, чтобы не описывать каждый раз состав продукта и перечень поддерживаемых протоколов.
Вам нужен дизайн контента?
Заказать дизайн
Напишите нам на we@sobakapav.ru
Что мы можем сделать?
Дизайн контента, как в этом кейсе, и многое другое.
Хотите сделать сами?
Учить вас делать чертежи мы, наверное, не возьмемся. А вот писать хорошие внятные тексты научим легко.
Слово директора

Разобрались в сложном продукте и описали его понятным языком.
И вас, кстати, тоже можем научить.