Редизайн модуля записи к врачу

Компания «Симплекс» разрабатывает программные системы.
Одна из таких систем — медицинская информационная система СиМед с функциями CRM. Она состоит из нескольких модулей, каждый оцифровывает и автоматизирует часть рутины в медклинике: очередь к врачу, работу персонала, документооборот, регистратуру, оплату приемов, профосмотры, складской учет, колл-центр и так далее.
Вводные
Компания разрабатывала систему как десктопное приложение под Windows, причем во времена, когда дизайн не был конкурентным преимуществом на узком рынке. Поэтому использовала нативный дизайн Windows — и ориентировалась не на последние версии ОС, а на те, которые стоят в российских клиниках. То есть, в лучшем случае — на XP.

Со временем это виндоус-наследие стало давить, да и конкуренты тоже подпирали. Все вокруг красивые, и главврачи, конечно, это видели. Выбирают-то по одежке. К тому же, какой главврач ходит без айфона? Все уже давно привыкли к красивому и хотели такого же на работе.
В 2024 году Симплекс решил обновить систему:
- поменять технологический стек;
- переехать в веб;
- улучшить пользовательский опыт;
- провести редизайн.
С последними двумя задачами Симплекс обратился в Собаку Павлову.
Бизнес-задача
Перенести систему в веб
Не продавать программу, а дать доступ к облачной инфраструктуре. Возможно, даже перейти на сервисную модель. SAAS, как говорится.
Сделать конкурентоспособный дизайн
Такой, чтобы СиМед выглядел красиво и ускорял рутинные задачи администратора в регистратуре. Ну и лучше продавался, разумеется.
Дизайн-задачи
- Отредизайнить под веб модуль записи к врачу и оплаты приема.
- Подготовить библиотеку компонентов, чтобы заказчик смог самостоятельно масштабировать интерфейс и перенести в веб другие модули СиМед.
- Сформулировать основные принципы, как разрабатывать дизайн СиМед на Ant Design.
Результат
Заказчик получил новый дизайн на свободно распространяемой дизайн-системе Ant Design от Alibaba Group.
Часть интерфейса он собрал еще до того, как мы завершили проект. Это было сравнительно просто:
- Мы везде где можно использовали стандартные компоненты Ant.
- Заказчик забирал готовый код компонентов у разработчика Ant.
- Сразу встраивал на сайт — и все работало, без проработки дополнительных состояний и анимаций.
Спустя малое время у заказчика уже был готовый продукт, который можно продавать. С готовой дизайн-системой путь от дизайна до первых клиентских заявок может занять недели вместо нескольких месяцев фронтенд-разработки.
Выбор пациента в документе приема
- Собрали и описали ключевые пользовательские сценарии.
- Передали заказчику макеты, которые реализуют сценарии:
- создать пациента,
- посмотреть список пациентов и найти нужного,
- выбрать врачей и услуги,
- записать пациента на прием к одному или нескольким врачам,
- составить расписание приемов пациента;
- посчитать стоимость услуг,
- заполнить документы приема и оплаты,
- подписать документы обеим сторонам: пациенту и представителю клиники.
Микросценариев было еще больше — все перечислены в документе выше.
- Оформили и отдали библиотеку компонентов Ant Design в Figma. Объяснили, как развернуть её у себя и использовать в работе.
Экстра-польза
Мы протестировали готовый интерфейс с помощью нейросетей:
- Задали контекст и познакомили с документами проекта.
- Составили портрет администратора клиники, его задачи и привычки.
- Отправили его по типовому сценарию и попросили проговаривать мысли вслух.
- Получили оценку интерфейса, выявили неочевидные UX-проблемы.
- Подготовили внутренний отчёт с выводами, критическими проблемами и предложениями по их решению.
- Оценили в часах, сколько времени потребуется на доработки.

Звучит просто, но сперва модель потребовалось обучить на других проектах. Зато теперь у нас есть ИИ-сотрудник, который умеет подсветить слабые месте в интерфейсах.
Разумеется, настоящих людей с реальным опытом работы она не заменит. Но отлично справляется там, где и у команды, и у заказчика уже замылен глаз.
Особенности
Мы двигались быстро и постепенно наращивали детализацию макетов. Это позволило заказчику:
- примерять концепты сразу в коде;
- смотреть, как ведут себя те или иные компоненты, их анимации;
- тестировать работу интерфейса до того, как он будет закончен.
Так, к примеру, мы перешли от модальных окон к дроверам, потому что те оказались более подходящими для Симеда. Ничего с нуля перерисовывать не пришлось — просто переехали с компонента на компонент.
Другая особенность проекта, которая вытекает из первой, — количество итераций. Некоторые разделы мы сделали за шесть-семь итераций, а это многовато для обычного проекта. Но в случае СиМеда было оправданно: итерации были короткими, и во время каждой мы добавляли детали, улучшающие взаимодействие администратора клиники с интерфейсом.
Альтернативный вид списка врачей
Альтернативный вид карточки врача
Опять же, рисовали по минимуму — брали готовые компоненты из дизайн-системы. А вот если бы рисовали, проект вышел бы в разы дороже. Или с меньшим количеством итераций.
Нюансы процесса
Мы — опытные разработчики медицинских интерфейсов, и на этом проекте хотели проверить, можно ли переиспользовать наработки из предыдущих интерфейсов? Их-то у нас штук двадцать. Оказалось, что можно.
Правда, к этому эксперименту мы готовились сильно заранее: собрали с десяток ЭМК, списков пациентов, разных вариантов поиска и фильтраций, карточек и форм — и все перенесли на компоненты Ant.
Указание ДМС и гарантийного письма
Звезды сошлись, когда пришел СиМед и согласился использовать предложенную дизайн-систему. На созвонах мы обкатали весь процесс:
- показывали заказчику уже готовые компоненты,
- брали те, которые по общему мнению решали интерфейсные задачи,
- вставляли их макеты и заполняли актуальным для СиМеда контентом.
Документ оплаты. Часть услуг оплачена
Наш подход сработал — он здорово удешевил и ускорил разработку интерфейса.
Так что частично СиМед состоит из паттернов, которые мы уже изобрели и протестировали в других МИС.
Документ оплаты. Часть услуг клиент получил в долг
Итог
Приятный проект завершился на высокой ноте. Разработчики на наших глазах собирали рабочий интерфейс, и это отдельное дизайнерское удовольствие — шевелить руками ожившие макеты из Фигмы.
В свою очередь, заказчик получил все, чтобы развивать интерфейс сразу в коде. Кажется, ему даже больше не нужны дизайнеры — львиная доля компонентов из старой системы приобрела новый вид и готовый код. Осталось перенести на них другие модули продукта.
Вам нужен интерфейс?
Заказать дизайн
Напишите нам на we@sobakapav.ru
Что мы можем сделать?
UX-дизайн под ключ, как в этом кейсе, и многое другое.
UX/UI-дизайн под ключ
Когда нужна эта услуга
Интерфейс устарел или крайне неудобен. Либо нуждается в переделке, потому что поменялись бизнес-процессы, рынок или целевая аудитория. Либо вы создаете новый продукт и ему нужен новый интерфейс.
Что вы получите
Вы получите готовые к разработке макеты интерфейса. В них будет полностью отражен путь пользователя по каждому сценарию взаимодействия с системой. Результат будет выгоден для бизнеса и бережен к ресурсам разработки.
Наша экспертиза
Более 30 проектов, связанных с медицинскими интерфейсам, и 15 проектных кейсов.
Наши статьи о медицинских интерфейсах
Хотите уметь так же?
Научим создавать хорошие интерфейсы.
Слово директора
