Точечные улучшения интерфейса

Solar Stuff — однозначно востребованный на рынке продукт. Достаточно уникальный и полезный, чтобы пользователи не слишком придирались к дизайну. Однако наш заказчик справедливо предположил, что неидеальные интерфейсы помешают развитию.
~ 700 000 ₽
Провели аудит интерфейса, предложили точечные улучшения, разработали новый дизайн и повысили конверсию в два раза.

Контекст

Результат

Бюджет

2016
Работать с фрилансерами — та еще задачка. Особенно когда их не один-двое, а десяток. Нужно заключать договоры, перечислять деньги за работу — кому на карту, кому на вебмани, кому на банковский счет, оформлять передачу авторских прав и учитывать массу бюрократических мелочей, чтобы не нарушить закон.
Solar Staff — сервис для автоматизации документооборота и выплат распределенным командам и фрилансерам. Основатели сервиса создали продукт, который позволяет любому бизнесу упорядочить взаимоотношения с удаленными сотрудниками.
Старый интерфейс «Solar Staff»
Старый интерфейс «Solar Staff»
Как устроен Solar Staff? Работодатель регистрируется в системе и приглашает туда фрилансеров, занятых в проекте. Он ставит задачи, договаривается о цене, принимает или отклоняет результаты, оплачивает работу. А всю бюрократию берет на себя сервис.
Проблема
Интерфейс системы разработчики создавали самостоятельно. По мере развития продукта вносили поправки, и, хотя старались, чтобы все было удобно, без ошибок не обошлось. Пока пользователи мирятся с недостатками, но в будущем это может стать узким местом.
К нам пришли за аудитом и точечными улучшениями. Задача — оценить интерфейсы, найти ошибки, показать, что, где и как можно исправить.
Плюсы и минусы
Вовлеченность заказчика
Как всегда, это половина успеха проекта.
Есть возможность поговорить с реальными пользователями системы — их более чем достаточно.
Доступ к пользователям
Сервис развивается, и многие вопросы еще не решены. Еще предстоит разбираться с юридическими тонкостями. Не до конца проработаны технические детали, в частности связанные с перечислением денег.
Неопределенность
+
+
Поехали
Начали с аудита. Для него у нас есть стандартный испытанный план действий. Первым делом — поговорить с пользователями. Но общение не на ровном месте начинается. Чтобы провести интервью, нужно составить гайд — список тем и конкретных вопросов. А чтобы составить гайд… нужно провести интервью!
Тут без внутренней экспертизы не обойтись. Многие из нас — в команде «Собаки» — успели побыть и фрилансерами, и заказчиками. Мы обсудили свой опыт и получили обобщенную картинку: «как работают фрилансеры» и «как работают заказчики». Это помогло аналитику погрузиться в тему, и он составил гайд для общения с пользователями.
По такой схеме мы провели десять интервью: пять с руководителями, пять с фрилансерами. Уже на этом этапе заказчик узнал кое-что новое для себя — значит, мы движемся в верном направлении. Мы выделили несколько проблем.
  • Непонятно, про что этот сервис
    Про совместную работу? Про бухгалтерию в работе с фрилансерами?
  • Есть вопрос к доверию
    Фрилансер оставляет на сайте паспортные данные и реквизиты. Людям нужна гарантия, что информация защищена и они ничем не рискуют.
  • Расчеты непрозрачны
    Финансовые расчеты недостаточно прозрачны. Ни для работодателя, ни для фрилансера. Не видно, когда заказчик собирается оплатить работу, перечислены ли деньги, скоро ли они поступят на счет.
  • Главным не пользуются
    По замыслу создателей, система позволяет фиксировать ход работы: разбивку проекта на подзадачи, их статус и этапы. Но люди практически не пользовались этой функцией, отслеживая всю текучку своими силами, без помощи Solar Staff.
Результаты интервью оформили в виде портретов пользователей.
Google Docs
Это юристы попросили нас размыть мордочки людей :)
Это помогло понять, чем живут пользователи Solar Staff и с какими трудностями сталкиваются. Как трансформировать это знание в список конкретных замечаний к интерфейсам?
Экспертная оценка
Как видите, нельзя просто прийти и сделать аудит. Львиную долю времени занимает подготовка. Критерии оценки берутся не с потолка — эксперт должен опираться на реалистичные сценарии.
Задание на тестирование сервиса | SobakaPav.ru
Рабочие заметки нашего менеджера перед тестированием сервиса
Таким же образом мы протестировали историю фрилансера. Мы оценивали и личный кабинет, и главную страницу сервиса. Вот так выглядели результаты — на примере главной.
Нельзя сказать, что мы очень уж любим аудиты. Во-первых, ругать умеет каждый. Правда, не все делают это по внятной проверенной методологии — тут нам без ложной скромности есть чем похвастаться. Во-вторых, отругали — и что? Клиент получает длинный список замечаний и напутствие — поскорее устранить косяки. Видит свой бизнес со стороны и понимает, куда двигаться. Но часто этим дело и заканчивается.
Вот почему нам так нравятся проекты вроде этого, когда аудит — это только разгон перед настоящей работой. Когда мы, выяснив, что и где в интерфейсе не так, придумываем, как это исправить. И когда заказчик не просто говорит нам «спасибо», а начинает внедрять улучшения.
Проектирование
Мы были готовы сразу приступить к работе — уже знали заказчика, систему, пользователей, их жизненные ситуации и сценарии. Оставалось спроектировать решение. Чем мы и занялись.
Для добавления задачи нужно заполнить много разных полей — чтобы система правильно сформировала пакет документов. В первой версии интерфейса это было неочевидно и неудобно. Мы упростили процесс постановки задачи, разбили его на шаги (точнее, на несколько веток сценариев), снабдили комментариями.
Теперь при постановке задачи можно сразу пригласить нового (еще не зарегистрированного в системе) исполнителя. Раньше для этого нужно было идти в специальный раздел.
Создание новой задачи: приглашение незарегистрированного пользователя| SobakaPav.ru
Страница «Новая задча». Показан один из частых случаев — приглашение незарегистрированного пользователя
Мы настояли на том, чтобы не было жесткой привязки фрилансера к одной компании: если фрилансер работает через Solar Staff с несколькими компаниями, ему не надо заводить несколько аккаунтов. Его работодатели при этом друг друга не знают и в глаза не видят.
Появилась возможность сохранять задачи в черновики. Удобно, например, сразу завести все задачи, а по мере подбора фрилансеров — добавлять конкретных исполнителей.
Первоначальный вариант сводной таблицы задач | SobakaPav.ru
Сводная таблица задач стала наглядней. Было так
Предложенный вариант сводной таблицы задач | SobakaPav.ru
А мы предложили так. Заодно переименовали туманные «группы» в понятные всем «проекты»
Прежняя страница с описанием задачи была сложной и громоздкой.
Типовая страница "Просмотр задачи" | SobakaPav.ru
Старая типовая страница «Просмотр задачи»
Внизу страницы — блок «переписка». Было понятно, что суть задачи исполнитель и заказчик будут обсуждать не здесь. Убрать переписку вообще? Но если понадобится прояснить финансовые вопросы — тут самое место. Мы решили превратить этот блок из чата в лог. Система фиксирует ход работ, выводя на экран автоматические уведомления. А можно и сообщение написать, и что-то обговорить.
Предложенный вариант страницы задачи | SobakaPav.ru
Новая страница задачи. Позаботились и о бухгалтерах — вывели на страницу всю важную информацию, статистику, параметры фильтрации.
Испугались розАвИнькой навигации? Это для наглядности обсуждения. Не дизайн, свят-свят-свят
Предложенный вариант раздела "Финансы" | SobakaPav.ru
Перепроектированный раздел «Финансы»
Страницы для фрилансеров выглядят чуть иначе — отличие в мелочах. Целиком можно посмотреть в прототипе.
Результат
Заказчик сначала обновил главную страницу по нашим рекомендациям, а потом внедрил и дизайн личного кабинета.
Смысл
Из этой истории можно сделать два полезных вывода. Во-первых, браться за улучшение интерфейсов лучше до того, как проблема стала острой. Тогда можно привести все в порядок без спешки. Во-вторых, аудит — это лишь начало работы, и проводить его стоит, если вы намерены дойти до победного конца.

«Результат мы получили даже быстрее, чем ожидали. Оценить его можно только крайне положительно. Мы получили интерфейсы, которые решают все поставленные вопросы, и даже больше — был предложен новый функционал, вписывающийся в общую концепцию и помогающий раскрыть потенциал Solar Staff еще больше.

И конверсия выросла в два раза».

Александр Никитин
Технический директор

Пришли, увидели, увеличили конверсию вдвое.

~ 700 000 ₽
Результат
Бюджет
Другие кейсы