Дизайн интерфейса lowcode-конструктора чат-ботов

Elma — одна из ведущих IT-компаний в России и СНГ в области автоматизации и роботизации бизнес-процессов. Мы уже успели поработать с Elma над обновлением дизайна интерфейса её ВРМ-конструктора. Elma помогает крупному бизнесу (300+ сотрудников) освободить руки и головы специалистов от рутины.
Один из способов автоматизации, который предлагает Elma — чат-боты. Сотрудники избавляются от повторяющихся ответов на однотипные вопросы, а клиенты самостоятельно (счастье для интровертов) оформляют заказ. Изначально чат-боты Elma собирала с помощью внутреннего конструктора и продавала готовые решения «под ключ».
Сейчас настройщики Elma перегружены: приходится вручную решать типовые задачи. Новый интерфейс должен был переложить эту работу на самих клиентов. То есть дать им возможность собирать чат-ботов самостоятельно.
Старый инструмент проектировали «для своих» — программистов. Он сложен и малопонятен всем остальным. Требовалось создать дизайн интерфейса лоукод-конструктора ботов, которым могут пользоваться простые смертные. Лоукод (lowcode) — это когда нужно программировать, но совсем чуть-чуть. За разработкой интерфейса для такого лоукод-конструктора Elma и обратились к нам.
Бизнес-задача
Главная задача — создать упрощенную версию существующего конструктора под другой сегмент рынка. Для бизнесов без технического штата, но с запросом на автоматизацию.
Побочная задача — использовать новый продукт как воронку: вовлечь клиента и со временем продать основной, более сложный инструмент.
Дизайн-задача
Изучить аналогичные решения, собрать лучшие практики и на их основе разработать интерфейс конструктора чат-ботов — для пользователей без технической подготовки. Конструктор должен был впоследствии встраиваться в Elma BPM.


Результат
-
Разработали интерфейс сбалансированного по сложности конструктора.
-
Избавили отдел разработки чат-ботов от повышенной загрузки типовыми проектами.
-
Придумали механизм, позволяющий предлагать клиентам заказчика разработку более сложного бота, если они начнут упираться в ограничения сценариев нашего конструктора.


Особенности проекта
Например, бот спрашивает: какой размер кроссовок вы хотите? Пользователь пишет число — бот говорит: «Записано», и двигается дальше. Если размера нет, бот говорит: «Извините, размеры закончились», и предлагает вернуться в главное меню.
Сценарий «Подача заявки на позицию курьера»
Но заказчик хотел больше гибкости — по его замыслу таких псевдо-развилок могло быть до пяти подряд. Мы поняли, что сценарии получаются уже не такие уж линейные, и перешли к визуальной модели с полноценными развилками.
Мы не изобретали жанр. Конструкторы чат-ботов — продукт не новый. Есть множество решений с огромным количеством функций. Например:
Конструктор Aimylogic
Конструтор чат-ботов Aimylogic
Или Unisender
Конструтор чат-ботов Unisender
Еще есть Robochat
Конструктор чат-ботов Robochat
Решение для создания ботов предлагает и Microsoft: Power Virtual Agents
Конструктор Power Virtual Agents
Или, например, конструктор от Сбербанка, СберБизнесБот
Конструктор чат-ботов СберБизнесБот
И много много разных других. Мы изучили, какие подходы работают, и взяли оттуда полезное.
Работа с переменными
Чат-бот должен не только спрашивать, но и запоминать. Например, дата доставки товара должна не просто отобразиться, а передаваться в CRM. Мы разработали интерфейс и для этой части — ввода и использования переменных.
Шаблоны сценариев
Даже если бизнесы разные, диалоги с клиентами часто повторяются. Поэтому мы добавили шаблоны. Например:
- анкета для найма курьера
- оформление заказа
- запись на мероприятие
Шаблоны упрощают запуск: пользователь берёт готовое и донастраивает под себя.
Шаблоны сценариев. Приветствие и прощание
Особенности процесса
Тех. специалисты на стороне заказчика старались сделать конструктор как можно мощнее, предлагая все больше и больше функций и фишек, потому что конструктор очень умный и им хотелось это показать.
Мы же старались как можно сильнее упростить интерфейс, находясь в рамках задачи.
Можно сказать, что они старался впечатлить продвинутого пользователя, а мы — не отпугнуть обычного. Поэтому много и долго обсуждали как сделать. В частности, обсуждали, поймет ли пользователь слово «интент». Формулировки в интерфейсе тоже часть дизайна, и мы относились к ним так же внимательно.
Редактирование пользовательского интента
Юзабилити-тестирование
Разработали три сценария для тестов:
- Создание первого бота, редактирование прерывающего сценария
- Создание сценария с нуля
- Работа с черновиком и версиями
Одна из самых неожиданных находок до тестирования — мы не продумали, как именно бот взаимодействует с человеком:
- ждет ответа или заканчивает разговор
- предлагает нажать кнопку или поймет и текст;
- что он делает, когда получает три сообщения подряд?
К счастью, успели доработать до начала тестов.
Тестировали на трёх владельцах бизнесов — с разным уровнем IT-подготовки. Кому-то понравилось. Кому-то показалось сложно. Значит, надо упрощать.
Итог
В этом проекте мы решили три задачи:
- разработали сбалансированный по сложности конструктор чат-ботов для клиентов Elma
- сняли часть нагрузки с команды разработки
- придумали, как мягко вовлекать пользователя в более сложные сценарии и подводить к заказу
Также стоит отметить команду Elma: проект стал вторым совместным, мы быстро нашли рабочий ритм. Наши макеты сразу уходили в реализацию. Сейчас сервис развивается внутри компании — на базе нашего интерфейса.
Пример триггера в сквозном сценарии (FAQ, Small Talk)
Вам нужен интерфейс?
Заказать дизайн
Напишите нам на we@sobakapav.ru
Что мы можем сделать?
Прототип под инвестиции, как в этом кейсе, и многое другое.
Прототип под инвестиции
Когда нужна эта услуга
У вашей идеи большой коммерческий потенциал, нужно понятно и наглядно показать это другим. Но интерфейса пока нет или он не продает сам себя.
Что вы получите
Вы проведете эффектную презентацию вашего продукта и получите деньги на разработку. Мы покажем вашу идею с лучшей стороны, доступно и доходчиво, а её реализацию продемонстрирует интерактивный прототип интерфейса.
Отзыв заказчика
Наше сотрудничество с командой Собака Павлова началось в 2020 году. В тот момент перед нами стояла по настоящему амбициозная задача перехода от узкой BPM-системы к масштабной Low-code платформе автоматизации внутренних и внешних бизнес-процессов любой сложности - ELMA365. Нам хотелось не только передать веру в low-code нашим клиентам и заказчикам, но и заложить основу для дальнейшего развития и масштабирования.
У каждого клиента ELMA свой опыт построения уникальных бизнес-процессов. Чтобы не нарушать их логику и гибко подстраиваться под любые изменения, в дизайн ELMA365 заложен принцип модульности. Такой подход дает нашим клиентам универсальный и максимально точно кастомизируемый инструмент для построения ИТ-системы любого масштаба.
За 4 года “проверки боем” мы смогли множество раз оценить эффект от выбранной стратегии. Профиль наших клиентов значимо изменился, а решение однозначно оказалось на вырост. Инструментами ELMA365 произведена миграция контура управления закупками с SAP Ariba в Лаборатории Касперского, цифровизация сквозных процессов прямых и агентских продаж «ЛУКОЙЛ-РНП-ТРЕЙДИНГ», совершенствуются ITSM-процессы «Татнефть – Цифровое развитие» (ТНЦР) и развивается хаб ЭДО в федеральной розничной сети “Лента”.
В каждом из перечисленных кейсов реализации сложных внутренних бизнес-процессов помогает простота и интуитивная понятность интерфейса платформы. А возможность кастомизации и брендирования модулей делает систему нативной для конечного пользователя любой компании.
А если получилось хорошо, то почему бы не продолжить? Сейчас ELMA работает с командой Собака Павлова над дизайном интерфейса нового решения. О том, каким он будет, расскажем в следующих сериях)
Слово директора
