Конструктор CRM для среднего бизнеса

HHI заметили, что в России нет АСУП для среднего бизнеса. Только для малых и для крупных компаний. Поэтому решили выйти на рынок с гибким ERP-конструктором, который можно будет настраивать без разработчиков.

Разработали интерфейс CRM-системы, которую может собрать «под себя» человек без образования в IT.
Контекст
Результат
~ 600 000 ₽
Бюджет
2015
Hawk House Integration (HHI) — это внутренний стартап одной большой корпорации. Основатели HHI обнаружили, что на рынке практически полностью отсутствуют системы управления предприятием, нацеленные на средний бизнес.
Страница "О компании" на сайте сервиса | SobakaPav.ru
Страница «О компании» на сайте сервиса
Большой бизнес может позволить себе все прелести SAP или Microsoft Dynamics AX. Со всей их громоздкостью, космической стоимостью внедрения и безграничными затратами на поддержку. Для малышей есть «Битрикс24», «Мегаплан» и прочий amoCRM — простые, дешевые, не гибкие и с трудом интегрируемые решения. Посередине —несколько никому не известных в России зарубежных программ. А в остальном — тишина.
HHI хотели создать ERP-конструктор — достаточно функциональный и гибко настраиваемый под нужды среднего бизнеса и в меру простой, чтобы это можно было сделать без привлечения армии консультантов, разработчиков и внедренцев. Прямо целая ERP-система — это в любом случае сложная история, поэтому начать хотели с малого, с CRM. И с конструктора для этой CRM.
Хотя как с малого. К моменту знакомства с нами у заказчика уже было ТЗ на сотню страниц с описанием всех мыслимых и немыслимых возможностей конструктора. И это, кстати, тот редкий случай, когда без подобного ТЗ не обойтись. Нам же предстояло спроектировать интерфейс. Не простой, а очень простой.
Одна из страниц ТЗ | sobakapav.ru
Страница из ТЗ на сто страниц
Ехал айти через айти
Обычно все подобные системы настраиваются айтишниками. Айтишник-менеджер руководит проектом, где айти-аналитик собирает требования, айти-консультант подбирает решение, программист это решение пилит или там склеивает из кусочков.
Идея HHI была в том, чтобы конструированием CRM под нужды своего бизнеса мог заняться собственник бизнеса, руководитель отдела или инициативный менеджер — не столь важно, кто именно, но важно, что человек, несколько далекий от разработки систем управления предприятием. И интерфейс должен быть соответствующим.
Круто
+
Амбициозно, но круто, и поучаствовать в таком проекте, конечно, хотелось. Задача, которую пытались решить HHI, была более чем актуальна. А возможности корпорации, под крылом которой образовался стартап, позволяли довести дело до конца.
Практически на любой вопрос «а как это будет работать?» мы могли найти ответ в техзадании.
ТЗ на 100 страниц
+
+
Высокая степень неопределенности
HHI понимали, что невозможно сделать все и сразу, а мы не понимали, что же тогда из всего перечисленного нужно делать.
Вообще-то большая часть этого документа рассказывала о том, как — в техническом смысле — реализовывать функциональность системы. Но кому и зачем может понадобится эта функциональность, оставалось только гадать. Плюс вообще-то feature list был не так уж и велик, зато хорошо закопан в глубинах ТЗ.
ТЗ на 100 страниц
+
Процесс
Страшно, но делать надо
На старте мы не могли даже определить фронт работ. Во-первых, ТЗ называлось «частичное техническое задание», что подразумевало его изменение по ходу пьесы. Во-вторых, заказчик рассчитывал выпустить «минимально жизнеспособный продукт» с начальным набором возможностей. А вот какие именно возможности войдут в MVP — не знал никто.
Первый вариант прототипа | sobakapav.ru
Наши первые прототипы
Мы не могли ориентироваться на полную версию ТЗ, иначе бы в интерфейсе появились дырки. И наоборот, мы не могли запроектировать только какую-то часть — а куда тогда добавлять новые функции? Нам нужно было синхронизироваться с заказчиком — и идти на один шаг впереди, оперативно обновляя прототипы.
А как же аналитика?
Обычно мы любим давать советы, но в этот раз не дали ни одного. Слишком новая и слишком сложная тема. И достаточно сильный заказчик. Поэтому определять суть продукта — ему. А нам — поставлять прототипы к нужному сроку.
Впрочем, без исследований не обошлось. Если обычно мы исследуем, чтобы сформировать гипотезы, то в этот раз решили поставить под сомнение ключевую гипотезу продукта о готовности бизнеса к самостоятельной настройке системы. И посмотреть, что получится.
Мы нашли потенциальных пользователей, поговорили с ними и попытались выяснить, на какой уровень директор или начальник готов погрузиться, чтобы настраивать систему управления. Большинство респондентов сказали, что они все равно привлекут системного администратора или просто «прошаренного» в компьютерной теме сотрудника — такие вещи не делаются в одиночку. Это нас успокоило. Значит, настройка системы может быть в меру сложной, и равняться мы можем на продвинутого компьютерщика.
В интервью мы могли получить общие ответы на общие вопросы. Но вряд ли кто-то смог бы перечислить нам все свои требования к конструктору ERP или CRM такого плана. Именно к конструктору, не к самой системе. Осталось изучать ТЗ, раскапывать в нем то, что имеет отношение к интерфейсам, формировать объектно-информационные модели.
Одновременно с этим — изучали лучшие практики и искали статьи по теме. Установили подобные системы, поговорили с их пользователями и посмотрели, как они работают. Сделали кучу скриншотов, наложили это на объектно-информационные модели, что мы вытащили из ТЗ, и начали проектировать.
Несуществующие пользователи несуществующей системы. Да, мы сделали это. Вот она, великая сила науки социологии и её качественных методов.
Рисуем
Степень абстракции задачи, конечно, слегка зашкаливала. Но при этом сам рабочий процесс проектирования был уже абсолютно стандартным. Раз в неделю мы показывали результаты работы, собирали комментарии, вносили правки, приступали к новым экранам. Напомним, что над проектом мы работали одновременно с заказчиком, поэтому нормальной ситуацией было, когда в уже, казалось бы, готовый прототип приходилось вносить изменения.
Мы так пишем, как будто это было просто. А вы пробовали обсуждать интерфейсы с программистами? Ага, всё правильно понимаете.
У проекта была еще одна особенность. Заказчик хотел не просто прототипы, а графдизайн. Причем работа дизайнера была, по большому счету, разовая — отрисовать элементы, из которых программисты смогут дальше собирать дизайн самостоятельно. Нанимать человека в штат в таком случае смысла нет.
Мы помогли с поиском дизайнера. Собрали пожелания заказчика, нашли нескольких исполнителей, чьи работы подходили под требования, а адекватность в общении позволяла надеяться на продуктивное сотрудничество. Шорт-лист кандидатов передали заказчику и с выбранным исполнителем приступили к работе. Первые экраны мы отрисовывали вместе с дизайнером.
Представление обещния дизайнера с заказчиком | SobakaPav.ru
Когда процесс пошел, заказчик взял общение с дизайнером на себя
Результат
Изначально мы собирались сделать (а заказчик, соответственно, реализовать) пять модулей. В процессе стало понятно, что объем работы существенно больше запланированного. Заказчик отказался от реализации одного модуля после смены вводных. А мы в рамках проекта создали полностью два модуля и отдельные универсальные компоненты.
Финальная страница со списком компаний | sobakapav.ru
Концептуальная страница модуля «Компании» с блоком фильтров
Финальная страница со всеми состояниями компонентов | sobakapav.ru
Страница с универсальными компонентами
К моменту написания кейса минимально жизнеспособный продукт CRM с помощью нашего конструктора был создан и внедрен в нескольких дочерних компаниях холдинга. Выход на рынок был в 2016 году.
Смысл
Очень круто решать задачу на предельном уровне абстракции — делать универсальный конструктор всего. Это всегда звучит безумно, а по дороге случается масса переделок, но результат очень даже достижим.
Особенно он достижим, если работать в тесном контакте с программистами: одновременно «пилить ядро» и рисовать интерфейсы, через которые этим ядром можно будет пользоваться.
А главный смысл в том, что высокая степень неопределенности и все связанные с этим риски не мешают продуктивной работе.
~ 600 000 ₽
Бюджет

Вместо отзыва заказчик предложил кое-что более ценное — личную рекомендацию. Вы можете написать генеральному директору, техническому директору или руководителю отдела аналитики и спросить, что они думают про «Собаку Павлову». Подозреваем, что услышите всю правду без купюр.

Результат
Отзыв
Александр Ивлев
Генеральный директор
+7 499 703 03 18
Виталий Данилов
Технический директор
+7 499 703 03 18
Артем Волков
Руководитель отдела аналитики
+7 499 703 03 18
Контакты заказчика в открытом доступе: http://amber-soft.ru/about/.
Другие кейсы
Made on
Tilda