Читайте наш Telegram-канал про ужасы интерфейсных проектов!
Главная / Портфолио / Изучение цифровых привычек

2016

Littleone logo

Изучение цифровых привычек

Провели UX-исследование и узнали, как устроена цифровая жизнь молодых петербургских родителей.
Изучение цифровых привычек

Аудитория интернет-форумов неизбежно сокращается. Владелец LittleOne решил с этой действительностью не бороться, а адаптироваться. Для начала — понять, как изменилось поведение целевой аудитории за последние 17 лет.

LittleOne — легендарный питерский сайт для родителей. Дети первых пользователей этого ресурса уже закончили институт, купили квартиру и живут отдельно. Знаменит сайт в первую очередь форумом, где и сейчас идет бурная онлайн-жизнь всем ВКонтактам назло.

Если вам интересна история форума, посмотрите статью в «Деловом Петербурге», а мы вернемся в наши дни.

Форум LittleOne | SobakaPav.ru Первые пользователи форума уже успели стать бабушками и дедушками

Но, конечно, идиллия с высокой посещаемостью не могла продолжаться вечно. Молодые родители в 2016 году уже не так активно регистрируются на морально устаревшей площадке. И с этим надо что-то делать.

Кроме бешено популярного форума есть еще собственно сам сайт Littleone.ru. Это портал (слово из тех времен, когда интернет был по карточкам) со статьями, новостями, информацией о детсадах, школах и поликлиниках. И вот с этим порталом можно что-то сделать. Только что?

Сайт/портал LittleOne | SobakaPav.ru Менять сам форум — рискованно, а вот с одноименным порталом можно экспериментировать

Заказчик пришел к нам с тестовой версией нового сайта и вполне здравой идеей: не трогая форум, развивать сайт и продвигать его в первую очередь среди форумчан. Ну и среди прочих родителей заодно.

Итак, что нужно сделать, чтобы завоевать пользовательскую любовь? И как вообще устроена интернет-жизнь питерских родителей?

Задача: изучить аудиторию, оценить макеты нового сайта, предложить идеи по развитию ресурса.

Плюсы и минусы

  • Массовая аудитория Мы сможем быстро найти респондентов и сами, и с помощью заказчика.У тестовой версии сайта вполне понятная логика и структура — ее мы и взяли за основу
  • Адекватные ожидания Заказчик не ждет чуда, объективно оценивает свои силы и наши возможности.
  • Ограниченные ресурсы Фантазию придется придержать. Все идеи должны быть достаточно простыми для реализации.
  • Высокая неопределенность План планом, но в каком формате результат нашей работы нанесет пользу заказчику — было не очень понятно.

Процесс

Мы уточнили наши задачи и получили вот такой примерно план.

  1. Конкретизировать вместе с заказчиком целевую аудиторию.
  2. Разбить ЦА на группы по возрасту детей и интернет-поведению.
  3. Провести интервью с представителями ЦА и узнать, что они думают про интернет вообще и про LittleOne в частности.
  4. Оценить макеты нового сайта с точки зрения интересов ЦА.
  5. Предложить идеи по улучшению и развитию сайта.
  6. Обсудить идеи детально — насколько это ресурсоемко, какие риски и просто как лучше действовать.

Подготовка

Бизнес–цели

Первым делом мы зафиксировали бизнес-цели нового сайта и набор гипотез, которые нужно проверить.

Требования к респондентам

Изучили данные TNS о пользователях форума, посмотрели статистику по сайту, поговорили с заказчиком.

По плану разделили ЦА на 12 групп: по возрасту детей и по тому, пользуется ли респондент сайтом и/или форумом.

Респонденты для UX-исследования портала LittleOne | SobakaPav.ru Для исследования мы выбрали 12 разных групп пользователей

Исследовательский инструментарий

С каждым респондентом провели интервью и эксперимент. Интервью состояло из блоков вопросов про цифровые привычки, про поиск информации на тему детского досуга, садиков, школ и т. д. А в рамках эксперимента респонденту нужно было выполнить несколько заданий по поиску информации в интернете.

Гайд для интервью и задания для тестирования. UX-исследование портала LittleOne | SobakaPav.ru Любое исследование начинается с разработки инструментария — гайда для интервью, заданий для тестирования

Исследование аудитории

12 интервью по 10 страниц каждое — ворох ценных сведений, которые нужно как-то представить в практически полезном виде.

Структуре отчета. UX-исследование портала LittleOne | SobakaPav.ru После первых интервью провели внутренний брейншторм по структуре отчета

Данные в отчете структурированы по ключевым темам исследования:

  • потребление контента и активность в интернете;
  • информационные потребности;
  • общение в интернете;
  • оценка пользователями сайта/форума LittleOne и конкурентов.

Финальный отчет. UX-исследование портала LittleOne | SobakaPav.ru Каждая глава финального отчета заканчивается разделом «Почему это важно»

Практическая польза

Помните, нам ведь нужно было не просто исследовать жизнь питерских родителей, а превратить результаты в нечто полезное для нашего заказчика?

В течение всего проекта мы вовлекали владельцев ресурса в обсуждение промежуточных результатов.

Новую версию сайта оценили не «на глаз», а с точки зрения цифровых привычек и ожиданий пользователей. Сразу стали видны и слабые места, и точки для роста.

Вместе с командой LittleOne обсудили, что можно и нужно сделать прямо сейчас и какие есть варианты развития на будущее.

Пути развития сайта. UX-исследование портала LittleOne | SobakaPav.ru Второй брейншторм провели вместе с заказчиком — искали пути развития сайта

Процесс

Главный результат — в голове заказчика, конечно. Документы, результаты мозговых штурмов, записи интервью — сложно поделить все артефакты на промежуточные и финальные. Если формально, то всё, что мы нашли и придумали, упаковано в итоговом отчете.

Итоговый отчет. UX-исследование портала LittleOne | SobakaPav.ru

Смысл

Нужна смелость, чтобы на пару месяцев «забыть» про 17-летний опыт работы с аудиторией и взглянуть пользователей по-новому. Свериться с реальностью, узнать, что изменилось за пару десятилетий в поведении людей, оценить, как это всё соотносится с планами по развитию ресурса. Изменить эти планы или, наоборот, убедиться в собственной правоте. В этом и смысл, и польза качественных исследований для уже состоявшихся — но не стоящих на месте — продуктов.

При модернизации сайта владельцы LittleOne опираются на результаты нашего исследования.