Читайте наш Telegram-канал про ужасы интерфейсных проектов!
Главная / Портфолио / UX-тестирование терминалов самообслуживания «Спортмастера»

2015

Sportmaster logo

UX-тестирование терминалов самообслуживания «Спортмастера»

Провели юзабилити-тестирование, дали экспертную оценку интерфейсам, подготовили рекомендации и идеи для развития.
UX-тестирование терминалов самообслуживания «Спортмастера»

«Спортмастер» провел тестирование терминалов и собрал много разных цифр, которые ничего не говорили о поведении пользователей. Нужна была качественная аналитика, которая исследует мотивы и потребности посетителей магазина. У заказчика была BPM-система, которую он планировал превратить в low-code платформу для автоматизации бизнес-процессов. Мы на ходу встроились в процесс глобальных изменений продукта.

В магазинах «Спортмастер» начали появляться киоски самообслуживания. С помощью такого киоска покупатель — сам или вместе с продавцом-консультантом — может сравнить товары, увидеть полный ассортимент (в том числе товары, не представленные в торговом зале, или те, что есть в других магазинах), оформить бонусную карту и т. д.

Интерактивный киоск Спортмастера | SobakaPav.ru В интерактивном киоске можно посмотреть товары, которых нет в магазине

Выгоды использования киосков очевидны.

  • Можно убрать из торговых залов крупногабаритные товары (тренажеры, теннисные столы, боксерские груши), которые продаются не каждый день.

  • Самообслуживание уменьшит очередь к консультантам в высокий сезон и часы пик.

  • Продажи вырастут за счет тех товаров, которые закончились или не представлены в конкретном магазине.

  • Продавцы будут лучше знать полный ассортимент сети и характеристики товаров, которых нет в наличии.

«Спортмастер» решил начать с пилотного проекта — установить 50 терминалов в Москве, посмотреть, как теория будет соотноситься с практикой, понять, что можно улучшить.

Наши задачи

Пилотный проект позволил «Спортмастеру» собрать статистику. Это хорошо, но цифры сами по себе не отвечают на вопросы «почему так» и «что сделать, чтобы стало лучше». За этим заказчик обратился к нам.

Набор наших задач выглядел так.

  • Выполнить исследование покупателей: наблюдение, интервьюирование, юзабилити-тестирование.

  • Провести экспертную оценку пользовательского интерфейса.

  • Изучить мотивацию и навыки использования киосков продавцами-консультантами.

  • Предложить новые сценарии использования киосков и идеи, как вовлечь покупателей в использование киосков без помощи продавцов.

Процесс

Перед началом исследования мы выдвинули гипотезы, сформулировали вопросы для интервью, продумали, как отбирать респондентов для исследования, составили график проведения экспериментов и принялись за работу.

Всех подробностей не расскажем — это коммерческая тайна.

Исследование покупателей

Мы провели 20 сессий модерируемого юзабилити-тестирования в четырех магазинах Москвы. Кроме того, аналитик успел опросить четыре десятка покупателей: кому-то задал один-два вопроса, с кем-то провел пятиминутные блиц-интервью.

Аналитик «отлавливал» в магазине простых покупателей и предлагал им воспользоваться киоском — попробовать решить свою реальную задачу и какую-нибудь еще. Например, узнать остаток бонусных баллов, заказать товар и забрать его на кассе.

Результаты наблюдения получились неожиданными.

Торговый зал магазина Спортмастер | SobakaPav.ru Каждый покупатель хочет посмотреть товар вживую. А киоском пользуется только в крайнем случае — когда конкретной позиции нет в магазине

Исследование продавцов

Предполагалось, что киоски предназначены не только для самостоятельных покупок. Продавец может показывать покупателю товары, проверять наличие. В отличие от обычных компьютеров в торговом зале, киоск помогает вовлечь покупателя в поиск и выбор товара.

Так, например, в одном из магазинов продавец с помощью киоска успешно продавал громоздкие тренажеры, которые не помещались в торговом зале.

Торговый зал магазина Спортмастер | SobakaPav.ru Все тренажеры в зал не выставишь — займут много места. Поэтому посетителям предлагают посмотреть каталог в киоске

Без экспериментов не обошлось: продавец должен был помочь исследователю выполнить ту или иную задачу (исследователь играл роль покупателя). Результаты тестирования вошли в отчет.

Экспертная оценка интерфейсов

Дали экспертную оценку интерфейсам и рекомендации, как эти интерфейсы улучшить.

Комментарии к киоскам магазина Спортмастер | SobakaPav.ru Когда мы знаем основные сценарии пользователей киоска, сразу становятся видны проблемы в интерфейсе

Мировая практика

В качестве «пищи для ума» показали, как обстоят дела с терминалами самообслуживания в других странах. Кейсов и исследований опубликовано мало, но даже фото могут натолкнуть на интересные мысли. И, наконец, уже зная вдоль и поперек возможности спортмастеровских терминалов, потестировали киоски «Техносилы», «Буквоеда», «Связного» и «Рив Гош».

Терминалы самообслуживания в ретейле | SobakaPav.ru Изучили, что умеют терминалы самообслуживания в других странах и как ими пользуются люди

Идеи по развитию

Когда мы узнали про спортмастеровские терминалы всё, провели брейншторм. Из трех десятков идей, как сделать работу терминалов лучше и как вовлечь покупателей в самообслуживание, выбрали семь самых жизнеспособных.

Результат

50-страничный отчет по всем этапам, о которых мы рассказали и умолчали в этом кейсе. В отчете мы отразили, какие гипотезы подтвердились полностью или частично, какие оказались неверными. Весь материал подкреплен доказательствами: фотографиями и видеозаписью сессий.

Показать, естественно, не можем — это собственность «Спортмастера».

Смысл

В масштабных проектах велик соблазн ограничиться оценкой работы в цифрах и, не разбираясь в причинах, делать выводы. К счастью, этого не произошло. «Спортмастер» не стал торопиться и заказал у нас качественное исследование. В мировой практике такие исследования уже стали стандартом, в России, увы, встречаются редко. Но встречаются.

Рекомендаций было много, поэтому на их внедрение «Спортмастеру» понадобился целый год. И эта работа уже дает результаты.

Отзыв заказчика

Олег Калмахелидзе
Команда «Собаки» показала в работе профессиональный подход и экспертизу. Сотрудники компании тщательно вникают в проблематику решаемой задачи и задают правильные вопросы. Понравилась практичность полученных результатов. Будем сотрудничать дальшеЕще до того, как мы закончили, заказчик поделился новостью. Благодаря редизайну он заключил контракт на 38 миллионов рублей. Неплохие результаты редизайна. Да что уж там, достойные.
Олег Калмахелидзе
ведущий бизнес-аналитик по информационным системам департамента интернет-продаж компании «Спортмастер»