Дизайн интерфейсов для ГБУ «Гормост»

Заказчик вместе с IT-интегратором разработал всю логику и интерфейс, а к нам пришел за дизайном. Только за UI, никакого UX.

Разработали дизайн системы, в которой менеджеры «Гормоста» согласуют с органами власти маршруты для крупногабаритных автомобилей.

Контекст

2019
~ 800 000 ₽

Бюджет

Результат

Заказчик

«Гормост» — государственное бюджетное учреждение Москвы. Название у него намекает на что-то связанное с мостами, но на самом деле деятельность предприятия куда шире. Оно строит, содержит и ремонтирует дороги, тоннели, эстакады, набережные, путепроводы, лестничные сходы, коллекторы и много что еще. В том числе и мосты, куда уж без них. А еще разрабатывает проектные декларации, согласовывает проекты строительств, сдает в аренду пространства под мостами — всего не перечислишь.
Один из видов деятельности «Гормоста» — разработка маршрутов для пропуска крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Это нужно, чтобы какой-нибудь водитель на фуре не заехал сдуру под низкий мост и не застрял там, образовав пробку.
Конечно, бегать с заявлениями по кабинетам «Гормоста» и рисовать маркером маршруты на бумажных картах никто не собирается. У всех давно есть телефоны. И электронная почта. Но все-таки удобнее, когда процесс согласования автоматизирован.
Схема работы системы
Это схема не «Гормоста», но принцип работы системы примерно такой же. Источник — «Авангард»
«Гормост» пришел к IT-интегратору и сказал: хотим разработать систему построения маршрутов для грузового транспорта по Москве. Тот согласился и все сделал, как надо.
Правда, пока что все это счастье только для чиновников. Компании-заявители эту систему не увидят и будут по старинке обращаться с пакетом документов в одно окно. Но потом и их пустят в счастливое цифровое будущее.

Задача

К нам IT-интегратор пришел за UI к уже готовым интерфейсам. Почему не сделал сам? Потому что заказывать дизайн у узкоспециализированных подрядчиков выгоднее, чем нанимать, обучать и содержать собственный штат специалистов. Мы уже рассказали об этом в другом кейсе с этим же заказчиком.
Работает система так.
  1. Компания, которая отправляет большой и тяжелый транспорт по городу, должна согласовать маршрут с властями.
  2. Она подает в «Гормост» обращение, в котором указывает, что, когда, откуда, куда и на каких автомобилях хочет перевезти.
  3. Менеджер принимает это обращение, вбивает в систему и строит маршрут, учитывая ремонт дорог, ограничения по весу на мостах, митинги оппозиции и другие детали.
  4. Затем менеджер отправляет заявления с маршрутом в разные организации и инстанции: РЖД, ГИБДД, балансодержателям и разным ГКУ, ГПУ и ГУП.
  5. Менеджер видит, что компании согласовали или отказали маршрут, и передает решение заявителю.
Выглядит страшно, но на самом деле все проще. Система сохраняет информацию и маршруты по всем компаниям, поэтому каждый раз эту долгую процедуру внесения данных проходить не надо. Грубо говоря, все сводится к организационным формальностям. Условная «Пятерочка» спрашивает: «Можно мы все сделаем, как в прошлый раз?» Ей отвечают: «Можно». Если какая-то инстанция отказывает, менеджер строит альтернативный маршрут.
Мы во всем этом разобрались и пошли наводить красоту.

Процесс

В проекте была прибитая гвоздями логика. Нам ее менять не разрешили. Разработчики сами спроектировали весь интерфейс по требованиям заказчика, а к нам пришли за оформлением. И предлагать улучшения мы фактически не могли — до «Гормоста» они все равно бы не дошли. А если бы и дошли, то там нам, скорее всего, отказали бы. Потому что государство — не бизнес, и на ходу чиновники менять что-то не могут. Накажут.
Прежде, чем делать дизайн, нужно получить вводные. Заказчик скинул нам референсы, мы их обсудили и пошли делать три варианта оформления на выбор. За основу взяли цвета на сайте «Гормоста».
Сайт Гормост
«Гормост» использует в оформлении синий цвет — отлично, возьмем его за основу UI
Нащупываем нужное решение. Здесь не нащупали.
Концепт системы
Первая версия дизайна. В ней навигацию дизайнер расположил с левой стороны экрана
И снова промах.
Концептуальный дизайн системы
Вторая версия дизайна. Навигация все еще расположена слева
А вот этот вариант заказчику понравился. Его мы и стали развивать.
Концептуальный дизайн системы
Этот вариант дизайна мы взяли в работу
Хоть нам и доверили сделать только UI, это не значит, что пользовательский опыт нельзя улучшить. Тем более, если чешутся руки. А они у нас чесались.
Сравните экран выше и экран ниже. Это одна и та же страница.
Мы полностью переделали фильтр и сократили количество колонок в таблице. Так, дату подачи обращения приклеили к номеру обращения — нечего им отдельно стоять. Заодно освободили место для других колонок, в которых будет много текста.
Реестр заявлений. Прототип заказчика
Реестр заявлений. Прототип заказчика
Последняя колонка в таблице — действия.
Если у обращения стоит статус «Созданы заявления», кнопка в последней колонке позволяет копировать все данные из него в новое обращение.
Если у обращения другой статус, по клику на кнопку можно открыть заявление в отдельном окне, чтобы отредактировать его или дозаполнить.
Реестр заявлений. Прототип заказчика
В последней колонке — кнопки. Мы их убрали
В нашем дизайне колонка с кнопками пропала. Теперь можно выделить обращение по клику, затем нажать на отдельную кнопку «Операции» и выбрать, что с ним сделать.
Дизайн реестра заявлений
Заменили колонку с иконками действий на кнопку «Операции»
Мы созванивались с интегратором по два раза в неделю. Показывали наработанное, обсуждали планы на следующие дни.
Интегратор забирал наш дизайн и уходил показывать их «Гормосту». Потом возвращался и присылал правки. Обычно — в текстовых документах со скриншотами. К слову, пока мы работали над проектом, заказчик перешел с Axure на InDesign.
Прототип реестра обращений и заявлений от заказчика
Чем отличаются обращения от заявлений? Обращения отправляет перевозчик в «Гормост», а заявления — «Гормост» в инстанции
Правок было много. Иногда — изменений в работы системы. Да, мы говорили выше, что все уже давно утверждено и трогать ничего нельзя. Но это нам нельзя. А когда что-то хочет изменить «Гормост», как тут откажешь?
Так мы и работали. Дизайн — правки — дизайн. Ну и постепенно двигались к финалу.
Страница оформления обращения. Прототип заказчика
Страница оформления обращения. Прототип заказчика
На странице оформления обращения мы развили левое меню, которое теперь выглядит как полоса прогресса со всеми этапами, включая «Маршрут» и «Перевозку». Если менеджер где-то случайно пропустит или неправильно заполнит поле, кружок в меню останется незакрашенным.
Из шапки убрали кнопки поиска и настроек, зато к другим добавили подписи. Считывать информацию с экрана стало легче.
Дизайн страницы оформления обращения
Страница оформления обращения в нашем дизайне
Сделать UI — это тоже работа со смыслами. Даже в мелочах. Попробуйте определить, что не так с этой формой, если закрыть глаза на оформление?
Поиск заявлений — прототип заказчика
«V» значит «выпадающее меню»
Нас смутила кнопка «Добавить». Интересно, что можно добавить, если нажать ее? Хотя нет, на самом деле не очень-то и интересно, когда целыми днями заполняешь одно обращение за другим.
А если это функция «Добавить условие»? И стоит она не рядом с другими кнопками, а под другими условиями? Тогда другое дело. Искать станет легче и быстрее.
Такими UI-мелочами можно по чуть-чуть улучшать пользовательский опыт.
«Поиск заявлений» в дизайне
«Поиск заявлений» в дизайне
На странице составления маршрутов была такая логика:
  1. Менеджер выбирает пункт отправления и пункт прибытия.
  2. Система показывает уже готовые маршруты, которые использовались до этого.
  3. Менеджер выбирает в таблице под картой один из предложенных маршрутов.
  4. Нажимает кнопку «Выбрать».
  5. В серую форму ниже подтягиваются остальные данные по маршруту и транспортному средству.
Что не так?
Страница составления маршрута — прототип заказчика
На этой странице менеджер прокладывает маршрут для перевозчика
Первым делом мы убрали кнопку «Выбрать» — пусть все данные подтягиваются, когда менеджер кликает по маршруту в таблице. Лишние действия такие лишние, сами знаете.
Затем мы перенесли данные о ТС и маршруте в поле слева от карты. Бедный менеджер замучался бы скроллить экран вверх-вниз. Пусть все важное будет перед глазами.
Визуально карта уменьшилась из-за поля слева. Но, во-первых, мы предполагаем, что опытному менеджеру все дороги и разрешенные маршруты и так более-менее известны. А во-вторых, мы добавили возможность развернуть карту.
Страница составления маршрута — дизайн
Та же самая страница в дизайне
И так — с каждым экраном в системе. Рассказывать, как мы двигали кнопки, смысла мало. К тому же, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Заключение

Дизайн для «Гормоста» — второй проект с заказчиком, который разрабатывает сложные IT-системы для государства. Первым был дизайн интерфейса для Департамента природопользования Москвы.
Оба раза мы создавали только UI — в принципе, это не очень типичная для нас задача. Мы привыкли улучшать пользовательское взаимодействие, начиная с самого начала — сперва делать аналитику, писать сценарии, брать интервью у пользователей. И, конечно, тщательно прорабатывать весь UX. То есть, самим вести за ручку пользователя туда, куда ему нужно.
В этих проектах провожатым выступила другая компания. А мы добавили указателей и упростили маршрут. И пусть путь останется тем же самым, двигаться по нему стало легче. В этом и заключается смысл любого UI — помочь пользователю разобраться в том, что происходит на экране и упростить его работу.

Упростили и ускорили работу пользователя средствами UI.

~ 800 000 ₽
Бюджет
Результат
Другие кейсы