Читайте наш Telegram-канал про ужасы интерфейсных проектов!
Главная / Статьи / Что такое UX-писательство?

Кристина Бьоран, UX-designer  · 6 минут на чтение

Что такое UX-писательство?

Перевод статьи Кристины Бьоран What is UX Writing?
Что такое UX-писательство?

У нас появилась новая профессия. Ну ладно, может быть, не такая уж и новая, но, безусловно, все более и более востребованная. Ищет Amazon, Dropbox, Paypal… Многие интернет-гиганты заняты поиском UX-писателей. Пока это может казаться прихотью (и в этом есть доля правды), но в скором времени текстоориентированность станет критически важным элементом проектирования пользовательского взаимодействия.

Поиск UX-писателей | SobakaPav.ru

Я постоянно слежу за вакансиями у себя в городе, чтобы быть в курсе, чем живут крупные IT-компании. В 2016 году я обнаружила, что Amazon, Google и несколько компаний помельче ищут UX-писателей.

Как автор, который давно имеет дело с UX, я возликовала: наконец-то они поняли, что копирайтеры нужны не только в маркетинге. Я была страшно довольна. Наше время пришло, думала я, вспоминая интерфейсные тексты — бесчисленные призывы к действию и емкие формулировки, над которыми я работаю уже много лет.

И тут я поняла кое-что еще. А ведь это не просто тексты. Особенность сегодняшнего UX-дизайна в том, что наше взаимодействие с технологиями становится частью повседневной жизни. Мы разговариваем с гаджетами, чтобы заказать продукты на дом (такие штуки уже появились у нас в Сиэтле). Мы просим телефонный автоответчик сообщить остаток на счете. Мы приказываем Xbox запустить игру. А в виртуальной реальности, где нет возможности нажимать на кнопки, голос делает то, чего не могут руки.

Голосовой (VUI) и графический (GUI) интерфейсы становятся все больше похожи друг на друга, а это требует от специалиста по пользовательскому опыту новых навыков — глубокого понимания нарративного и диалогового дизайна.

Давайте разберемся, чем занимаются UX-писатели (а чем нет), чего от них ожидают работодатели и каковы передовые практики в этой сфере.

Так что же это такое?

На изучение этой темы я потратила несколько месяцев: просматривала вакансии, беседовала с UX-писателями и пыталась переварить то, что мне удалось узнать. И я удовлетворена результатом.

Я пришла к простому определению: UX-писатель создает тексты для точек контакта с пользователями. С помощью этих текстов компания не только обретает голос, но и заботится о клиентах, принося им пользу.

К примеру, однажды у хорошего UX-писателя (возможно, должность этого человека называлась как-то иначе) мелькнула мысль, что, делая рассылки через MailChimp, люди, наверное, немного нервничают. Чтобы успокоить пользователей, команда MailChimp придумала сообщение, которое не просто информирует о статусе рассылки, а поздравляет с успехом.

(Неужели во всем мире нет более яркого примера UX-копирайтинга, чем кочующая из статьи в статью обезьянья лапа? — Прим. пер.)

Обезьянья лапа в MailChimp | SobakaPav.ru «А-а-а-а, я только что отправил пять тысяч писем! Господи, пожалуйста, только бы там не было ошибок… Ох, спасибо, Фредди! Дай пять!» В MailChimp поняли, что чувствует пользователь, и написали подходящий текст.

Перелопатив десятки вакансий, я выделила основные функции UX-писателя.

Исследования

Похоже, UX-писателя повсеместно считают полноправным членом UX-команды — предполагается, что он наряду с остальными участвует в изучении аудитории в процессе проектирования. Вот выдержка из описания вакансии одного сетевого рекламного агентства.

Трансформировать выводы из анализа потребителей в контент и общий дизайн, создавая инновационные продукты и фичи.

Создание текстов (да ну?)

Неудивительно, что главное для UX-писателя — уметь писать. И это не «говорят, я неплохо пишу». Это «люди считают, что я пишу блестяще, я могу обосновать выбор каждого слова и готов биться за него насмерть». Гугл называет своих UX-писателей «штатными мастерами слова».

А вот одна из вакансий Амазона.

Вы не просто творческая личность, но креативный лидер. Вы пишете яркие, инновационные, запоминающиеся тексты, рассказывая миру о новых идеях и впечатлениях.

Совместная работа

В большинстве компаний критически важным навыком считается умение работать в команде. Конечно, это касается не только UX-писателей, но любой профессиональный автор знает: никто не упустит случая высказать свое мнение о текстах. Вот пример вакансии.

Создавать тексты вместе с маркетологами, юристами и отделом развития бизнеса — чтобы результат устраивал всех.

UX-писатель может выполнять и другие функции — в описании вакансий они упоминаются довольно часто.

  • Разработка и реализация редакционной стратегии.
  • Разработка и исполнение контентной стратегии.
  • Создание маркетинговых текстов.
  • Создание учебных материалов для пользователей.

Как видите, круг обязанностей UX-писателя не ограничивается текстами. В чем же дело? Причины могут быть разными.

К примеру, организация не может обосновать наем того, кто занимается только интерфейсными текстами, и поэтому ищет этакого мастера на все руки. Возможно, в компании просто не понимают, чем создание текстов отличается от разработки контент-стратегии, редактирования и т. д. В любом случае это дает фору многофункциональным кандидатам.

Получить квалификацию UX-писателя, пройдя формальное обучение, довольно проблематично, поэтому вполне вероятно, что каждый UX-писатель — многофункционален. И все же не стоит путать его с другими специалистами:

  • техническим писателем, который заботится о точности формулировок, а не о настроении пользователей;
  • контент-стратегом, который управляет контентными проектами, но далеко не всегда пишет тексты сам;
  • информационным архитектором, который сосредоточен на общей структуре и систематизации данных;
  • маркетологом, который нацелен на привлечение новых клиентов.

Если вы хотите увидеть полные описания вакансий, я опубликовала их на своем сайте. Наслаждайтесь!

Что ждут компании от UX-писателя?

Итак, теперь мы знаем, чем занимается UX-писатель и почему его роль становится все более важной. Давайте пройдемся по общим требованиям, которые компании предъявляют к начинающему UX-писателю.

Образование в области коммуникаций

Практически во всех случаях компании ищут людей с дипломами по журналистике, рекламному копирайтингу, коммуникациям, связям с общественностью… любой специализации, которая имеет прямое отношение к созданию текстов. Заметьте, в отличие от других более «традиционных» UX-ролей писатель должен интуитивно понимать, как проектировать коммуникацию, а не только интерфейсы.

В прошлом году я много общалась с UX-писателями. Почти у всех за плечами опыт работы редактором (одна женщина раньше работала научным редактором в Microsoft Encarta) или журналистом (например, UX-писатель из Google некогда был техническим журналистом).

Блестящие писательские способности (и их подтверждение)

UX-писатель должен быть готов к тому, что на собеседовании его попросят обосновать выбор конкретных слов, будь то целый абзац текста или название кнопки навигационной панели.

В примере с MailChimp автора могли спросить, почему «дай пять» лучше, чем «ваша рассылка уже в пути!». И он мог бы ответить примерно так: «Наше исследование показало, что пользователи часто нервничают и боятся сделать что-то не так. „Дай пять“ придает сообщению дружески непринужденный тон, а значит, лучше подходит, чтобы разрядить обстановку».

Это гипотетический пример, но он наглядно иллюстрирует мою мысль.

Гибкость и инициативность

UX-писатель — новая роль, и многие компании еще не успели сформулировать четкие требования. Такой специалист должен быть гибким и уметь работать в меняющихся условиях. Возможно, ему придется определять свои обязанности самостоятельно, выполнять межфункциональные задачи — например, создавать прототипы страниц, разрабатывать голосовые рекомендации или планировать редакционную стратегию — и делать это эффективно.

Иными словами, UX-писателям предстоит действовать в условиях высокой неопределенности, и они должны не только хорошо выполнять свою работу, но и отстаивать собственную значимость в процессе.

UX-писатели не появляются из космоса

Чем глубже проникают в нашу жизнь высокие технологи, тем выше потребность в людях, которые умеют рассказывать истории и интуитивно чувствуют, какие слова уместны в той или иной ситуации.

Это захватывающее занятие, и я очень рада, что теперь писатели могут применить свои умения и в разработке технических решений.

Вот несколько ссылок для начинающих UX-писателей. Не только для того, чтобы больше узнать о профессии, но и для того, чтобы рассказать о ней другим.

Вам нужен интерфейс?

Заказать дизайн

Напишите нам на we@sobakapav.ru

Что мы можем сделать?

Что угодно от исследования пользователей до дизайна интерфейса под ключ.

Примеры из практики

Мы наверняка уже делали интерфейс, пожожий на тот, который вам нужен. Проверьте.

Пишите нам: @sobakapavpro