2020
Цифровая туристическая платформа
«RUSSPASS» — платформа для туристов.
Фаундеры хотели создать систему, в которой любой турист, путешествующий по стране, мог бы: — спланировать путешествие; — забронировать проживание и решить другие бытовые вопросы; — выбрать себе развлекательную программу по вкусу: — узнать информацию о достопримечательностях; — познакомиться с различными маршрутами, — послушать интерактивные экскурсии — выбрать ресторан по вкусу и бюджету.
Начать решили с цифровизации Москвы. Внедрить, проверить и затем распространить на всю Россию.
Дальнейшее финансирование проекта сильно зависело от успеха или провала первого релиза
Бизнес-задача
У продуктовой команды был роадмап по развитию продукта на несколько лет. К нам они обратилась, когда задачей продуктовой команды был запуск MVP продукта с дальнейшей проверкой продуктовых фич на первых настоящих пользователях.
В тот момент уже была запланирована рекламная кампания. И важно было сделать так, чтоб пользователи могли, не утыкаясь в неизбежные баги, спокойно дойти до требующих проверки фич.
Тут надо немного отклонится в сторону и немного прояснить ситуацию. Команда «RUSSPASS» состояла из профессионалов и крутых специалистов, но к ковиду никого из нас жизнь не готовила. А он пришел, а с ним и карантин. Никаких туристов из-за рубежа.
Надо было срочно переделывать продукт с акцентом на внутренний туризм. Но и внутренний туризм в тот момент съежился (помните закрытые гостиницы?) и основной аудиторией, пробовавшей продукт, стали… сами москвичи и туристы из ближайших городов.
Личный кабинет. История событий
Приближался старт рекламной кампании, а продукт был сырой и многие фичи пока не работали либо работали не так, как задумано. Несмотря на все усилия команды.
Так что, если совсем честно, бизнес-задачей команды «RUSSPASS» было любой ценой пройти первый этап: запустить MVP, проверить жизнеспособность гипотез, внести правки в MVP и презентовать результат ЛПР для получения финансирования.
Дизайн-задача
Решили скомбинировать три услуги и действовать так:
Провели UX-аудит того, что уже существует и готово к приходу пользователей.
Продуктовое исследование делали в немного необычном формате. Ту функциональность, которая пока была готова весьма условно, мы договорились тестировать при помощи глубинных интервью в формате полукастдева. Мы проверяли востребованность этой фунциональности у пользователей и тут же искали ответы на вопрос: если не эта фича, то что закроет подобные потребности людей?
Дальше мы провели точечное улучшение интерфейса. По каждой протестированной нами функциональности у команда Русспаса уже были наработки (помните?) и мы вносили правки в существующие интерфейсы исходя из результатов интервью
Личный кабинет. Детали события
Результат
Тут можно рассказать, что в процессе исследований мы выявили несколько фич, которые было совсем не нужны пользователям и команда отказалась от их доработки, сэкономив на дорогостоящих программистах.
Или напомнить, что привлечение сторонней команды исследователей всегда дешевле, чем найм их в команду. Особенно на старте, особенно когда вы не уверены в следующих денежных поступлениях от ваших инвесторов.
Но нам кажется, что главное другое. Продукт существует и развивается, а значит, сложный этап согласования MVP они прошли и получили добро от инвесторов и деньги.
Конечно, это общая победа, а не наша личная. Но (шепотом), когда мы заканчивали сотрудничество, главная страница, планировщики и многое другое уже были сделаны именно по нашим макетам
Изобилие
В тестировании интерфейсов приняли участие 70 респондентов, 15 из них — очно. Мы протестировали более 30 гипотез.
Наши исследования коснулись не только онлайна, но и оффлайна. Заказчику было очень важно проверить омниканальность в использовании их продукта: — при покупке реальных билетов; — при использовании приложения для прохода в достопримечательности; — при использование баллов и скидок у партнеров
Так что мы работали с сайтом, приложениями и реальным миром.
Слайды презентации, представляющей результаты исследования
Экстра-польза
В процессе тестирования пользователи иной раз рассказывали нам, какие приложения и инструменты они обычно используют для решения подобных задач, мы все это собирали и приносили заказчику. Заказчик собирал такие наблюдения в один документ.
С нашей стороны на проекте работала команда, которая была сильна не только в UX-дизайне и UX-исследованиях, но еще и в фасилитации. Например, обсуждение с нашим старшим UX-дизайнером точечных изменений в существующие интерфейсы часто превращалось в брейншторм, на котором две команды обсуждали и рождали новые идеи и решения. После мы каждый раз получали обратную связь о том, что это было полезно.
«RUSSPASS» получил от нас и консультацию внутренней команды дизайнеров: мы проинструктировали коллег, как использовать результаты нашего исследования в дальнейшем.
Особенности
Параллельно с нами разработчики «RUSSPASS» надстраивали, модернизировали и улучшали портал. Мы работали в постоянном диалоге с командой продукта. Иногда, стоило нам получить первые результаты тестирования какой-то функциональности, как команда заказчика уже вносила на их основе правки в живой продукт.
Это было очень приятно. Исследователям так редко удается увидеть, как их работа влияет на реальный продукт.
Нюансы процесса
I этап. UX-аудит
UX-аудит цифровой представленности проводили по нашей типовой методологии.
- Зафиксировали пользовательские сценарии.
- Нарезали скриншоты интерфейсов и выложили посценарно в Miro.
- Затем наш эксперт прошел по интерфейсам сайта и мобильного приложения, выявляя слабые места.
- После этого мы протестировали интерфейсы на реальных пользователях. Всего провели семь сессий UX-тестирования.
- Все результаты UX-аудита поместили на ту же доску в Miro: сразу было видно, где самые проблемные места в интерфейсе.
- Проблемы проранжировали по важности для прохождения пользовательских сценариев и по их виду (баги нового продукта \ UX-проблемы).
- Баги показали заказчику и обсудили.
- Выработали рекомендации по устранению UX-проблем.
- Сделали красивую презентацию по найденным проблемам и рекомендациям.
Слайды презентации, представляющей результаты исследования
В дополнение к стандартному UX-аудиту мы протестировали еще и связь цифровых продуктов с реальными достопримечательностями и результаты добавили туда же. Получилась почти CJM c обозначением проблемных мест.
II этап. Исследования и UX-дизайн
Продуктовое исследование шло по следующему плану:
- Обсуждали с командной заказчика, какой раздел (или его часть) берем в работу.
- Фиксировали, какие гипотезы проверяем.
- На основании фрагментов дизайна разной степени проработанности и/или существующих уже в продукте намеков на функциональность составляли гайд для разговора с респондентами.
- Тестировали на пользователях заложенные в макетах идеи и проводили качественные интервью.
- Результаты обрабатывали и заносили на ту же доску в Miro, где располагались результаты UX-аудита.
- Сравнивали результаты, формулировали проблемы и ставили задачи по улучшению.
- Сразу же проводили редизайн и поставляли «с колес» новый интерфейс.
Мобильный планировщик. Добавление плана
Так мы двигались от одного сценария к другому, от одной части интерфейса к другой.
Мобильный планировщикю. Добавление активности
Поставляли «дизайн с колес» — это не преувеличение. Как только мы заканчивали очередной раздел или сценарий, тут же показывали его заказчику в Figma. Обсуждали, вносили правки — и разработчики немедленно забирали макеты и начинали воплощать, а мы их консультировали.
Мобильный планировщик. Маршрут
Закончили и передали заказчику: — личный кабинет; — план поездки; — главную страницу; — страницы бронирования яхт и домов; — мобильный планировщик
Бронирование яхт. Бронирование прогулки
Бронирование яхт. Карточка яхты
Бронирование яхт. Параметры брони
Итог
- Презентация по результатам UX-аудита
- Доска в миро с результатами исследований в формате CJM
- Саммари интервью с 70 пользователями (15 выполняли задачи оффлайн, а наш исследователь проводил полевые наблюдения)
- Более 50 макетов интерфейсов базовой функциональности продукта
- И довольный заказчик
Некоторые цифры
Провели интервью
с 70 пользователями
15 из них выполняли задачи оффлайн
Проверили
> 30 продуктовых гипотез
онлайновых и оффлайновых
Спроектировали
> 50 макетов интерфейсов
базовой функциональности продукта
UX-аудит
Когда нужна эта услуга
Вы полагаете, что сайт или продукт можно заметно улучшить без глобальной переделки. Есть проблемы, нужны конкретные рекомендации или обоснование изменений.
Что вы получите
Конкретные обоснованные рекомендации и приоритизированный список задач по исправлению критичных для бизнеса проблем в интерфейсе продукта.
Продуктовое исследование
Когда нужна эта услуга
У вас есть конкретная исследовательская задача, связанная с поведением пользователей. Возможно, ваш продукт большой и сложный, нуждается в пересборке или вы готовитесь к выходу на новый уровень и большим инвестициям.
Что вы получите
Oтветы на интересующие вас вопросы о пользователях, неожиданные находки и наглядная CJM для развития продукта.
Точечный редизайн интерфейса
Когда нужна эта услуга
Интерфейс морально устарел или в нем есть небольше недостатки. Но полностью переделать его нельзя: страшно сломать существующие процессы, не хватает программистов, слишком дорого и т.п.
Что вы получите
Улучшить впечатление от продукта и поднять ключевые показатели (метрики) с помощью небольших изменений в дизайне. Короткие итерации. Бережно к тому, что уже работает. План на основе опыта + аккуратные правки в нынешний дизайн интерфейса.
Прототип под инвестиции
Когда нужна эта услуга
У вашей идеи большой коммерческий потенциал, нужно понятно и наглядно показать это другим. Но интерфейса пока нет или он не продает сам себя.
Что вы получите
Цель — эффектная и эффективная презентация вашего продукта перед инвесторами или топ-менеджерами. Слайды и интерактивный прототип интерфейса.
Слово директора
Это не самый типичный наш проект, но мы им очень довольны.
Да, команда заказчика, с которой мы работали на этом проекте, покинула продукт, пока мы еще заканчивали проектировать.
Да, новая команда привела в продукт своих исследователей и дизайнеров.
Но результат нашей работы мы видим и спустя три года в живущем продукте. А специалисты, которые когда-то были нашими заказчиками от Русспасса, сейчас наши заказчики в других проектах.