sobaka@pavlova.cc
+7 (812) 320-57-87

Как трансформировался юзабилити-аудит в нашей компании. Какие этапы он проходил и почему превратился в продукт, который мы теперь называем «консультации с рисованием».

Критикуешь — предлагай: как сделать UX-аудит полезным для клиента

Наталья Прокофьева, генеральный директор
2019

ИССЛЕДОВАНИЯ

Немного истории

Когда я пришла в отрасль, было очень модно заказывать юзабилити-аудиты. Слово «юзабилити» было на подъеме, и многие думали: «О, это то, что мне надо! Закажу-ка я аудит, и продажи тут же пойдут вверх, да и пользователи нас полюбят».
Тогда, в 2011—2012 годах, я продала много аудитов. И да, в тот момент я полностью разделяла воодушевление по их поводу.
Действительно, на слуху было полно примеров: вот кто-то подвинул кнопочку на нужное место, и конверсия скакнула в три раза, вот кто-то перенес телефон из подвала в шапку, и его жизнь наладилась, кто-то сделал что-то не столь очевидное и тоже выиграл. Красивые истории звучали со всех сторон. Про некрасивые все вежливо умалчивали, и в отрасли считалось, что они случаются потому, что люди ленятся и не внедряют результаты.
Всем очень хочется такого результата. И нам тоже!
Тогда же я увидела кучу результатов такой работы. Это были большие и красивые документы, сделанные очень умными людьми. Специалисты подходили к проектам всерьез и использовали множество сложных методологий: писали сценарии и портреты, составляли диаграммы Кано, анализировали статистику и прочее, и прочее.
В финальных документах была куча полезностей. Они описывали:
  • где возникают проблемы у пользователя в прохождении основных сценариев;
  • какие неясности сбивают пользователя с толку и вызывают отторжение;
  • где не хватает каких-то важных сущностей;
  • какие работы надо сделать и что можно улучшить.
Фрагмент старого отчета

Минусы юзабилити-аудита

Но при всех своих плюсах аудиты имели один большой минус. Они были не так полезны, как ожидалось, не помогали и не радовали. То есть не работали.
Мне кажется, основная проблема в том, что аудиты отвечали на вопрос «что?», но слишком невнятно говорили про «как?».
Они описывали, но не помогали действовать. Думаю, это объясняется просто.
  • Над аудитами не работали UX-дизайнеры. Практически у всех, кого я знаю, были задействованы только UX-аналитики. Это люди, которые не могут точно ответить на вопрос «как?», у них другая специализация.
  • Большинство компаний, которые проводили (да и продолжают проводить) аудиты, не видят в этих проектах самостоятельный продукт. Сплошь и рядом аудит рассматривается как предпродажа для более крупного проекта по редизайну.
Волшебная таблетка не работала.
Когда мы в «Собаке» стали тоже проводить аудиты, то поступали ровно так же. Делали крутые документы, находили кучу проблем и писали немерено букв. Радостно передавали заказчику в полной уверенности, что вот теперь-то мир спасен и жизнь заиграет новыми красками.
Фрагмент отчёта 2013 года. Журнал «Сноб»
Но когда мы через некоторое время связывались с заказчиком, то слышали примерно одно и то же: да, это было круто, да, мы увидели себя со стороны, да, мы здорово подумали об ваши документы, но так почти ничего и не сделали, планируем, но пока нет.
Мы встревожились и стали расспрашивать и думать, почему так происходит. По результатам наш аудит изменялся.

Первые шаги трансформации

Первой появилась разумная идея о том, что сайт — это не оторванная от всего цифрового мира заказчика штуковина. Это часть целостной цифровой представленности компании, и нельзя рассматривать ее отдельно. И в некоторые части этой представленности, например соцсети, изменения вносить проще и быстрее.
Отчеты подрастали: наполнялись еще большим количеством информации. Но количество реализованных изменений менялось не сильно.
Вторая идея касалась сетований наших заказчиков на то, что вот он-то, рядовой работник, теперь понимает, что надо срочно что-то менять, но директор читать длиннющий документ не хочет, да и задачи у него другие. А чтоб внедрить наши наработки, нужен бюджет, выделенный директором. В ответ на этот запрос мы добавили в аудиты:
  • Обработанные видеозаписи тестирования продукта на реальных пользователях. Мы старались делать их динамичными, емкими и технически не раздражающими.
  • Краткие презентационные отчеты для руководства.
Директора смотрели, проникались существующими проблемами и понимали, что их работники не зря платили деньги таким классным ребятам. Процент внедрений чуть увеличился.

Аудит руками дизайнеров

Затем мы попытались зайти с другой стороны: надо было хоть чучелком, хоть тушкой давать ответ на вопрос «как?», и мы стали активно привлекать к аудитам UX-дизайнеров. Они тыкали пальцами в конкретные проблемы и вместо высокоуровневых рекомендаций типа «тут 78% пользователей не видит нужную функциональность» стали выдавать более четкие указания «кнопку меняем на красную, шрифт увеличиваем, двигаем вверх».
Фрагмент отчёта «от UX-дизайнера»
Отчет стал круче.
Но процент тех, кто активно работал с результатами наших аудитов, оставался низким. Часть заказчиков все равно не оправдывала расходы на наши работы. Наша команда, которая занималась аудитами, грустила и теряла мотивацию: нет видимого в реальном мире результата, нет супердовольных заказчиков.
И тогда мы решили попробовать полностью новый формат. Поставить все с ног на голову.

Консультации с рисованием

К черту кучу документов. В топку респондентов с их сценариями и портретами. Пусть все будет иначе.
Пусть это будут консультации с рисованием. Почти как серия консультаций у врача-профессора. Взгляд высокопрофессионального специалиста и его рецепты. Но, в отличие от рецептов врачей, наши рисунки будут суперразборчивы.
Тут же на основании имеющегося решения выписываем первый рецепт, тьфу, рисуем первые макеты по самым острым проблемам. Решение сразу вписано в существующую среду. То есть не словами говорим, что тут у вас проблема с навигацией, а сразу набросками. Рисунки не сильно обсуждаем, просто предлагаем на выбор два-три варианта устранения проблемы. Выбираем совместно один, отвечаем на вопросы и сразу передаем в разработку заказчика.
А это уже экран, который обсуждали с заказчиком и сразу вносили правки
Переходим к следующему куску интерфейса и работаем по той же схеме. В итоге заказчик вместо горы бумаг получает макеты, которые надо сразу отдавать разработчикам. Эти макеты заказчик получает небольшими порциями, и ему остается просто присвоить результат этой работы. Принять его как что-то ценное и важное. Покрутить в руках и понять, как он прямо сейчас может с этим поступить. Сколько ему будет стоить внедрение. Почувствовать отдачу.
Такой эффект принятия практически невозможно получить по итогам аудита.
Пока мне кажется, что это отличное решение.
Пример работы над мобильным интерфейсом: объяснили, нарисовали и пошли дальше
Буквально в прошлом месяце мы финишировали три проекта. Один — тот самый классический аудит, другие два — консультации с проектированием. Теперь у нас есть два супердовольных заказчика, которые написали отличные отзывы и уже внедрили наши наработки, и один озадаченный и не сильно понимающий: а дальше-то что?
Несложно догадаться, кто тут не так и счастлив, правда?
Как это выходит? Я вижу это так. Аудит — услуга достаточно дешевая. Ее стоимость сильно уронил рынок, и ее часто заказывают не самые профессиональные клиенты, которые верят в волшебную силу UX-анализа. Но, чтобы разобраться с предложенными результатами и внедрить их в жизнь, надо быть профи. Замкнутый круг, из которого выходят единицы. И именно этим единицам аудит очень полезен. Они держат его результат у себя на столе, анализируют по пунктам и, не торопясь, внедряют до мелочей. Таким заказчикам как раз важны детали, до которых не докопаться без кропотливой работы аналитиков и исследователей.
Небольшому заказчику такая работа не нужна. В его жизни все меняется слишком быстро, и его компания хочет результатов здесь и сейчас. Ей важно получить профит сегодня.
Есть и еще одно, о чем нельзя промолчать. К сожалению, сплошь и рядом за аудитом приходят бизнесы, которым не поможет ни аудит, ни наша новая услуга.
Это компании, у которых уже накоплен впечатляющий организационный долг: системы такие старые, что там даже при наличии программиста почти невозможно что-то улучшить, бизнес-процессы не до конца налажены или громоздкие и не соответствующие сегодняшнему рынку.
Ну что тут скажешь?
7 августа 2019
Статья также опубликована на vc.ru
Наталья Прокофьева
Генеральный директор
Другие статьи

Чем лучше мы работаем — тем меньше доволен клиент. И тем меньше этих клиентов.

Зачем нужны маркетологи, чем они занимаются и можно ли их заменить на шайтан-машинку.

Несколько лайфхаков: как заканчивать проекты, которые никак не хотят завершаться