Читайте наш Telegram-канал про ужасы интерфейсных проектов!
Главная / Статьи / Зачем нужна CJM. Ч.2. Визуализировать отклонения

Собака Павлова  · 2 минуты на чтение

Зачем нужна CJM. Ч.2. Визуализировать отклонения

У традиционной CJM есть недостаток — одинаковая структура, независимо от задачи. Мы всегда рассматриваем линейный путь взаимодействия клиента с сервисом или продуктом. Шаг за шагом от начала и до конца. Иногда нужен именно такой анализ, но бывают и иные ситуации.
Зачем нужна CJM

Шаблон CJM | SobakaPav.ru

Прошлый раз мы рассказывали про способ показать работу команды над аналитическим проектом, а сейчас покажем способ визуализации пользовательского пути с фокусом не на самом пути, а на возможных отклонениях.

Чаще всего именно отклонения от основного маршрута и представляют наибольшую сложность для пользователей. Одно дело — пройти участок пути с плохим настроением, другое дело — оказаться в ситуации, в которой движение попросту невозможно.

В качестве примера рассмотрим CJM лечащего врача, который работает с пациентами, подключенными в программу удаленного мониторинга артериального давления. Про сам проект у нас есть подробный кейс.

CJM лечащего врача | SobakaPav.ru

В общих чертах контекст выглядит так. Врач наблюдает пациента в обычном режиме. Т.е. через регулярные приемы, анализ изменений, корректировку назначений. Только пациент, помимо терапии, получает носимое устройство для мониторинга артериального давления. Данные с прибора поступают в информационную систему, и врач может работать с ними как во время приема, так и между приемами.

Работу врача сложно описать в виде традиционной CJM, потому что его действия зависят от ситуации. Проще говоря, путь совсем не линеен. Он включает ветвления и циклы. Несмотря на это, система «врач — пациент» работает, и нам даже нет необходимости точно отображать на карте этот процесс. Он задокументирован и регламентирован, а за его выполнение отвечает непосредственно врач и его вышестоящий руководитель. В чем тогда наш интерес?

CJM лечащего врача | SobakaPav.ru

Наш интерес в том, чтобы помочь врачу справиться с ситуациями, для решения которых нужны совсем не врачебные компетенции. Проще говоря — работа с отклонениями.

CJM лечащего врача | SobakaPav.ru

Взгляните на CJM. Она выглядит, как сложный, запутанный, но все-таки работающий механизм. И это ровно то, что нам нужно. Нам не нужно досконально разбираться в работе этого механизма, его сложность обусловлена врачебными регламентами и планом лечения. Врач сам обеспечивает работоспособность этого механизма. Но не всего, некоторые точки карты находятся вне того, на что врач может повлиять.

CJM лечащего врача | SobakaPav.ru

Естественно, недостаточно посто обозначить отклонения или предложить общие решения. По каждому пункту карта задает отправную точку для поиска решения. Где-то нужен инструмент, где-то техническое решение, где-то требуется подключение сервисного персонала, а где-то обучение врача или дополнительные инструкции.

Результат проработки CJM в таком формате — устранение всех «точек выхода». Другими словами, мы страхуем врача от непредвиденных ситуаций.

Можно ли было визуализировать ту же самую информацию традиционным способом? Безусловно, да. Но смысл визуализации не в том, чтобы уложить данные в стандартизированную канву. Ее смысл — помочь читателю воспринимать информацию, фокусируя его на важном.