С утра до вечера мы занимаемся дизайном сложных интерфейсов. Как и у многих наших коллег, наше поле деятельности ограничено экраном — монитора, смартфона или профессионального устройства. Но экраном. В качестве разминки мы решили сделать дизайн чего-нибудь не совсем цифрового. Например, кофейной станции.

Дизайн кофейной станции

Евгений Романовский, руководитель проектов

ИНТЕРФЕЙСЫ

2019
Вы наверняка видели кофейные станции как минимум на заправках. Ещё они встречаются в офисах больших компаний, в бизнес-центрах, продуктовых магазинах.
Кофейная станция в магазине Вкусвилл | SobakaPav.ru
Вот такая кофейная станция стоит в магазине «Вкусвилл» на Большом проспекте Петроградской Стороны.

Давайте подумаем

Мы пришли в одну из петербургских компаний, которая занимается производством кофейных станций, и предложили свои услуги. Вот так вот в лоб. А так как опыта офлайнового дизайна у нас как у компании не было, сделали подготовительную работу. Небольшой промопроект, демонстрирующий, как наши онлайновые компетенции применяются к физическому миру.
В качестве вводных у нас был образец кофепойнта нашего потенциального заказчика и некоторое количество ограничений: использование стандартной кофемашины, общая площадь не более двух квадратных метров, приём платежей наличными и банковскими картами. Места установки — бизнес-центры и крупные торговые центры.
Вводные были, конкретной задачи не было. Добро пожаловать в нашу сумасшедшую реальность, где ценят не «решателей бизнес-проблем», а инициаторов изменений.

Давайте обсудим

В рабочем чатике мы накидали чуть более полусотни тем, идей и вопросов, которые так или иначе связаны с продажей кофе навынос. Например…
  • Очень вероятно, что нужно задизайнить не только сам автомат, но и «зону безопасности» вокруг него. Довольно неприятно, когда дышат в спину. Как мы можем этого избегать?
  • Судя по картинке, процесс покупки-приготовления суетливый. Стаканы мешают подойти к аппарату, приём купюр и оплата картой в разных местах, крышечки так вот сразу и не найдёшь. Вроде и можно разобраться, но столько углов и нелинейных движений, что расхотелось.
  • Проблема банкомата имеет место. Обязательно перед тобой окажется кто-то, кто безумно тупит.
  • Может быть, что-то вроде «Алиса, хочу кофе». И пусть она с тобой в сторонке поговорит о том, чего именно ты хочешь. А потом подходишь, сканируешь телефон, получаешь напиток. Вообще нет ничего, кроме сканера. Весь интерфейс вынесен в смартфон. Оплата тоже.
  • Понял, что мне напоминают эти торчащие стаканчики. Коровье вымя.
И так далее. Если не лень, можете почитать все 59 пунктов. Документ открыт для комментирования, не стесняйтесь дополнять или придираться.
Хипстерский интерьер кофейной станции | SobakaPav.ru
Первым делом находятся хипстерские интерьеры
Старбаксовские кофепойнты в ассортименте. Зуб не дадим, что это на 100% рабочие машинки, но явно не рендер и не фотошоп.
Концепт оформления вендинговых аппаратов | SobakaPav.ru
Концепт оформления вендинговых аппаратов
Ряд кофемашин | SobakaPav.ru
А этот ряд кофемашин чем-то похож на старые добрые таксофоны

Давайте конкретизировать

С ворохом слабоструктурированных данных работать сложно, нужно задать себе хоть какие-то рамки.
Кофейная станция должна всеми возможными способами показывать, что это вам не просто бездушный кофейный аппарат с сомнительной коричневой жидкостью. Набрейнштормили девять причин, по которым люди отказываются от кофе.
Девять причин, по которым люди отказываются от кофе | SobakaPav.ru
И следом за этим — два десятка ситуаций, когда люди покупают кофе.
Ситуаций, когда люди покупают кофе | SobakaPav.ru
Формализовали реальный сценарий использования реальной кофейной станции нашего клиента.
  1. Пользователь подходит к автомату.
  2. Пользователь разглядывает ассортимент.
  3. Пользователь ориентируется в ценах и проверяет, сможет ли заплатить.
  4. Пользователь сам подставляет стаканчик.
  5. Пользователь выбирает тип кофе (нажимает дважды — второй раз подтверждает).
  6. Пользователь платит.
  7. Пользователь ждет, пока Система наливает кофе.
  8. Система сообщает, что все готово.
  9. Пользователь забирает свой кофе.
  10. Пользователь подходит к сиропам-сахару-крышкам и делает, что там ему надо.
  11. Пользователь уходит со своим кофе.

Давайте понаблюдаем реальность

Вооружившись гипотезами, мы провели полевые наблюдения в четырёх локациях. Некисло для тренировочной задачки, да? Что же у нас творится на настоящих рабочих проектах…

Обмани обманщика

Ситуация. Покупатели пытаются найти места, где можно обмануть систему. Получить больше за те же деньги, нажать кнопку, не за которую заплатил, налить больший объём, добавить больше сиропа или других добавок, взять чайный пакетик, если они лежат рядом в свободном доступе. Особенно актуально для автоматов, где оплата производится на кассе. Люди осматриваются, не контролирует ли кассир их действия.
Решение. Разрешить людям это делать, может быть, даже способствовать. Так они будут довольны собой и своим опытом, возвращаться за тем, чтобы «обмануть», и ещё расскажут друзьям. Или вшить в систему «ошибку»: можно наливать за один раз столько кофе, сколько хочется, а не порционно.

Следы белого человека

Ситуация. Люди покупают кофе, если видят, как другие тоже это делают. Могут спросить, вкусно ли тут и что надо делать, чтобы купить.
Решение. Пример: полароидные или из фотоавтомата снимки довольных покупателей около автомата. Голосовое сопровождение («Алиса»). Приклеить следы ног на пол перед автоматом. Создать кофейный аромат вокруг.

Мелочь для тележки

Ситуация. Люди могут купить кофе в магазине, чтобы разменять банкноту и получить монеты для магазинной тележки. Или чтобы избавиться от тяжёлой мелочи в кармане.
Решение. Выдавать 10 рублей «сдачи» к каждой покупке. А также размещать автоматы рядом с прокатом тележек и там, где людям может понадобиться достать или найти мелочь.
Все одиннадцать наблюдений и предложений читайте в отчёте, его тоже можно комментировать.

Давайте делать дизайн!

Хоть обысследуйся, но результат работы дизайнера — это картинки, иллюстрация всего придуманного. На концептуальном этапе можно многим пренебречь: эстетикой, выверенными размерами, второстепенными деталями. Единственное, чего нельзя делать, — оставлять все идеи в текстовом виде. Короче, хватит обсуждать, погнали.

Видеопрезентация

Если неохота смотреть, то под видео — всё то же самое в картинках с подписями

1. Большой тачскрин

Большой тачскрин кофемашины| SobakaPav.ru
  • Заказ и оплата отделены от приготовления, повышается пропускная способность.
  • Большой тачскрин работает на привлечение, и его можно кастомизировать.
  • Машина и мебель могут быть любые, брендированность — картинками на экране.

2. Трехсторонняя колонна

Проект кофемашины в виде трехсторонней колонны | SobakaPav.ru
  • С одной стороны приготовление кофе, с другой — сироп, сахар, салфетки, с третьей — столик. Ну или хотя бы зеркало для селфи.
  • Сама кофемашина не меняется, только конструкция шкафа.
  • Стаканчики у кофемашины вынесены наверх, чтобы о них не бились ногами.
  • Купюроприёмник и аппарат для карт помещены рядом.

3. Мини-кафе с дополнительным вендингом

Мини-кафе с дополнительным вендингом рядом с кофемашиной | SobakaPav.ru
  • Два квадратных метра — это много. Можно сделать полноценное мини-кафе со стульчиками и розетками для телефона.
  • Отдельный вендинговый аппарат с десертами.
  • Приёмник монет — кейс про «накопилась мелочь, хочу от неё избавиться».

4. Дейтинг

Дейтинг | SobakaPav.ru
  • Видеосвязь между разными кофейнями (можно отключить).
  • Чат в мобильном приложении, который работает только во время видеосеанса. Либо успели обменяться контактами, либо нет.

5. Адаптивные модули

Разная мебель под одну и ту же кофемашину | SobakaPav.ru

Разная мебель под одну и ту же кофемашину.

  • Компактный мобильный вариант для кейтеринга и выставок.
  • Со стеллажом для доптоваров — в магазины, оплате кофе на кассе.
  • Универсальный автономный вариант для бизнес-центров и торговых центров с местом под рекламу.

6. Конвейер

Набросок мини-кофейни | SobakaPav.ru
  • Машина спрятана, чтобы не было ассоциаций с дешёвым кофе из аппарата.
  • Только один объём стаканчиков, чтобы не мучиться выбором.
  • Линейный процесс приготовления и оплаты кофе — слева направо.
  • Антивандальное добавление сахара и сиропа кнопками.
  • Мини-кофейня сконструирована так, чтобы было неудобно проводить там дольше 10−15 минут.

7. Черный ящик

Набросок кофейной станции | SobakaPav.ru
  • Подойдёт для ночного клуба. Никаких кнопок и вообще ничего лишнего.
  • Заказ и оплата — только с мобильного телефона. По аналогии с оплатой на автозаправках.

8. Оазис

Набросок кофейной станции | SobakaPav.ru
  • Спрятать кофемашину в необычный корпус.
  • Акцент на привлечение не самим кофе, а антуражем: зелёный коврик, цветочек и даже аквариум.
  • Привлекателен со всех сторон, можно поставить посередине торгового центра.

9. Домашний уют

Набросок кофейной станции | SobakaPav.ru
  • Мини-кафе сзади, скрытое. Сидения убираются и регулируются по высоте.
  • Сбоку — зеркало для селфи.
Набросок кофейной станции | SobakaPav.ru
  • На полках — книжки, растения и прочий уют. Возможно, буккроссинг.
  • Расположение стаканов связано с интерфейсом.

Что дальше?

Мы собрали все материалы, составили план дальнейших действий и отправили заказчику. Он оказался не готов к экспериментам и решил искать исполнителей с релевантным опытом. Напомним, дизайном офлайновых штук мы как компания никогда не занимались. Только отдельные люди и в личных целях.
    Что ж, финал несколько предсказуем, поэтому мы не слишком расстроились. Хорошо провели время и в очередной раз убедились в двух вещах.
      1. Дизайн — дело коллективное. Над этим мини-проектом работало восемь человек. И если внимательно проследить историю событий, можно заметить, как идеи, высказанные одним членом команды, трансформировались в решения, предложенные другим.
      2. Практики и методы, которые мы (и не только мы) используем для проектирования цифровых интерфейсов, более чем подходят для дизайна офлайновых штук.
      Статья также опубликована на vc.ru
      7 ноября 2019
      Евгений Романовский
      Руководитель проектов
      Другие статьи

      Разбираем на 26 кейсах, как можно улучшить интерфейсы сложных систем, наблюдая и общаясь с людьми

      Рассказываем, как бы мы переделали интерфейс старого швейцарского автомата по продаже билетов на транспорт — со всем процессом и объяснением решений.

      Работать строго по методологии — полезно, но что делать, если времени организовать Agile нет? Мы придумали разные способы, и один из них — дать дизайнерам менеджерить проекты.