Читайте наш Telegram-канал про ужасы интерфейсных проектов!
Главная / Статьи / Феномен парного потребления и его влияние на дизайн интерфейсов e-commerce

· Заур Гиясов, UX-дизайнер  · 5 минут на чтение

Феномен парного потребления и его влияние на дизайн интерфейсов e-commerce

Эта статья Заура Гиясова была опубликована в нашем блоге аж в 2013 году, и она все еще актуальна. Некоторые скриншоты устарели, однако само парное потребление никуда не делось.
Феномен парного потребления. И его влияние на дизайн интерфейсов e-commerce

Предыстория

Некоторое время назад нам потребовалось составить портреты пользователей торгового центра. Мы засели на первом этаже и стали наблюдать. Оказалось, что люди не ходят по магазинам в одиночку. А точнее, большинство покупателей — около 80−90% — приходят в компании друга или близких людей. Это могут быть подруги, иногда — мужские компании, муж с женой, семья с детьми и так далее. Почему так? Очевидно, что шопинг — это далеко не всегда поход за чем-то необходимым. Обычно это часть досуга:)

Портреты пользователей и шоппинг-культура

Небезызвестный сервис «Яндекс.Маркет» (на момент первой публикации статьи — «Яндекс.Одежда». Прим. ред.) уже сделал шаг навстречу совместному интернет-шоппингу.

Представьте себе: молодой человек и девушка живут вместе. Одному из них приходит в голову идея заказать одежду в интернет-магазине.

Довольно высока вероятность того, что ребята усядутся вдвоем за один компьютер и будут выбирать вещи, которые сочетаются друг с другом. А может быть, захотят купить одежду сразу для обоих, просто чтобы сэкономить на доставке.

Однако на практике в результатах поиска всё равно показывают товары только для одной аудитории — либо мужской, либо женской.

Результаты поиска Яндекс.Маркет | SobakaPav.ru Уже смотрят в эту сторону, но выдача товара пока что заточена под «девочек»

Другой пример. Корзина магазина «Озон»:

Корзина магазина «Озон» | SobakaPav.ru Предложите что-нибудь для моей жены. Она тоже любит читать

Как видите, «Озон» показывает мне другие книги на ту же тему, но не предлагает выбрать что-нибудь для моих друзей или близких.

Вывод? Портреты пользователей в том классическом виде, который предполагает клиента-одиночку, утрачивают свою актуальность. Ведь контекст использования — это не только обстановка и ситуация, но и те, кто находится рядом с покупателем. А рядом с ним может быть кто угодно :)

Шарф из овечьей шерсти | SobakaPav.ru Для друзей ничего не жалко

Если кому-то из читателей уже приходилось описывать парные или групповые портреты пользователей — будем рады вашим комментариям.

Другой частый кейс — доставка готовой еды. Особенно это актуально для сотрудников небольших офисов или отделов. Кто-то один собирает пожелания и делает заказ. Обычно это происходит простой перекличкой «Кому чего?», вживую или по скайпу.

Корзина доставки еды | SobakaPav.ru Доставка еды в офис. Хотим общую корзину. Что, например, закажет Людочка, бухгалтер с третьего этажа?

Согласитесь, гораздо удобнее было бы собирать одну корзину с разных компьютеров (и при этом не регистрироваться на сайте).

Новый виток развития

Эти вполне реальные истории говорят о том, что интернет-продавцы должны (а кто-то уже и начинает) думать не только о единичном покупателе, но и о тех, кто сейчас, возможно, сидит с ним рядом. И, как мы видим, задача не сводится только к изменению интерфейсных решений, — речь скорее идет о пересмотре самого подхода к интернет-продажам.

Кстати, про совместные посиделки за одним компьютером. Безусловно, самый распространенный случай — это xBox :)

Но если копнуть чуть глубже, то даже Google Chrome предусмотрел возможность использования несколькими пользователями одновременно:

Возможность использования Google Chrome несколькими пользователями одновременно | SobakaPav.ru Google Chrome предлагает мультиаккаунты для ПО, но пользоваться этим практически невозможно

Однако дальше этого дело не пошло. Кому интересно, попробуйте поэкспериментировать с разными аккаунтами. Только сперва сохраните куда-нибудь свои закладки. Увидите много ляпов, а возможно, сможете предложить Google какое-нибудь интересное решение.

Парное потребление в мобильниках

В контексте мобильных интерфейсов совместные покупки чаще всего выглядят так: «Смотри, что мне понравилось. Берем?». Было бы здорово, если бы интернет-продавцы научились красиво шерить контент между мобильными устройствами. Хотя, вполне вероятно, есть и другие мысли на этот счет — буду рад, если напишете своё мнение в комментариях.

Еще немного кейсов про реальную жизнь

Допустим, я хочу пойти с друзьями в кино и покупаю электронные билеты через сервис «Рамблер.Касса».

Рамблер.Касса | SobakaPav.ru «Рамблер.Касса». Тут почти все хорошо. А кто возьмет билеты, если я опоздаю?

Как узнать, сможет ли кто-то из моих друзей получить эти билеты, если я опоздаю или вообще не приду на сеанс? При этом стоит отметить, что в целом сервис реализует концепцию парного потребления вполне неплохо.

Покупая билеты в Москву на сайте sapsan.su, столкнулся с забавной ситуацией. Точнее, с двумя:

  1. Почему-то нельзя выбрать одновременно два нижних места. Хотя, казалось бы, это вполне логичный выбор, если я покупаю билеты для своих бабушки и дедушки, которым сложно забираться на верхнюю полку.
  2. Дальше я подумал: ладно, если нельзя в одном купе, пусть едут в разных. Ан нет — оказывается, и в разных купе два нижних места тоже не продаются. Можно выбрать только свободные места, расположенные рядом. Объяснения этому я не нашел.

Покупка мест в сапсане | SobakaPav.ru РЖД говорит, что нельзя покупать свободные места в разных купе. А если я учительница и хочу рассадить своих учеников?

Про B2B

Проще всего проследить эту тендецию в SAAS-сервисах. Проектировщики наверняка слышали, а может быть, и использовали Axure Share. Если вы пытались наладить там групповую работу с одним аккаунтом, то знаете, что совместно можно использовать только обсуждения. А вот работать вместе через один аккаунт — нельзя, хотя для небольших команд такая возможность была бы крайне полезной.

Еще пример: одна компания (или конкретный человек) делает заказы для нескольких организаций. В этом случае актуален больше вопрос учета, чем сама продажа. Другой вариант: компания одна, а банковских реквизитов у неё несколько. Либо, к примеру, индивидуальный предприниматель хочет заказать товар оптом в том же самом магазине, где он обычно делает покупки как частное лицо. Но не тут-то было — для этого он вынужден регистрировать отдельный аккаунт как ИП. К сожалению, интернет-магазины заставляют нас плодить аккаунты, вместо того чтобы предложить более простое и удобное решение.

Вывод

Феномен парного потребления существует — и не стоит его игнорировать. А значит, настала пора пересмотреть некоторые привычные процессы UX-производства: как минимум аналитику, тестирование и собственно проектирование интерфейсов.

Вам нужен интерфейс?

Заказать дизайн

Напишите нам на we@sobakapav.ru

Что мы можем сделать?

Что угодно от исследования пользователей до дизайна интерфейса под ключ.

Примеры из практики

Мы наверняка уже делали интерфейс, пожожий на тот, который вам нужен. Проверьте.

Пишите нам: @sobakapavpro