Концепция и тексты для сайта подбора IT-специалистов

Заказчик не знал, каким должен быть сайт. Услуга подбора айтишников настолько редкая, что непонятно, с какой стороны подойти к ее описанию.
~ 280 000 ₽

Придумали позиционирование уникальной компании и написали тексты, которые пойдут на сайт.

Контекст

Бюджет

2016

Результат

Московская компания ETHR занимается подбором персонала в IT: программистов, системных администраторов, техдиров. Работа эта сильно отличается от рекрутинга менеджеров по продажам. С одной стороны, суровые требования работодателей, с другой — вечная нехватка ценных кадров. Айтишники весьма востребованы на рынке труда.
Основной инструмент ETHR — широкая сеть знакомств. Или, как нынче принято говорить, нетворкинг. Так они находят и айтишников, и клиентов. У компании есть какой-никакой сайт. Дизайном не блещет, по содержанию — описывает услуги. Что еще нужно? В идеале — рассказать о компании чуть более подробно, чем «смотрите, какие задачки мы решаем».
«Хочу сайт, но не понимаю, каким он должен быть» — с такой формулировки началось обсуждение проекта. Программист и дизайнер — на низком старте. Готовы рисовать-программировать. Вот только непонятно что. Что делать? Для начала — оценить плюсы и минусы ситуации.

Плюсы и минусы

Свои люди
Мы были знакомы с руководителями компании и мыслили «на одной волне».
Заказчик сразу же предоставил нам право принимать решения.
Доверие
Ни мы, ни заказчик до конца не понимали, каким должен быть результат.
Высокая неопределенность
Он был, но заказчик справедливо не видел смысла вбухивать в сайт миллионы.
Бюджет
Заказчик был готов потратить столько времени и мозговых усилий, сколько нужно.
Активное участие
+
+
+
Мы разбили проект на два этапа. Первый — разработка общей концепции и информационной структуры. Второй — создание контента.

Этап I. Что вообще будет на сайте?

Есть два подхода к проектированию информационной структуры. Первый — от пользователей. Когда мы отправляемся в поля выяснять, что хотят знать потенциальные клиенты. Это хорошо работает в «быстрых» продажах (клиент получил все ответы и готов к покупке) и в новых темах (клиенту нужно разобраться, что же ему продают). Это работает плохо, когда услуга не уникальна, а отличия от конкурентов — в нюансах и тонкостях.
Второй подход — от видения заказчика. Мы не забиваем на пользователя, но смещаем акценты, превращаем его из участника в зрителя. Необходимые условия — хорошее понимание заказчиком целевой аудитории и желание донести до этой аудитории свои идеи. И здесь лучше годился этот подход.

Погружаемся

Чтобы изложить идеи заказчика — нужно понять идеи заказчика. Для этого — долго разговаривать. Мы проговорили с заказчиком полный рабочий день. Про все: про конкурентов, про кейсы, про особенности работы, про бизнес-процессы и про идеи, которые хочется донести до посетителей сайта.
Всегда записывай самое важное | SobakaPav.ru
Первое правило любого разговора — записывать все самое важное
Формат такой работы — нечто среднее между интервью и брейнштормом. Мы выступаем фасилитаторами. Задаем неудобные вопросы, обостряем ситуацию, докапываемся до сути и фиксируем все мысли и идеи на доске. Что-то сразу отметается, что-то обсуждаем более подробно. Постепенно в голове появляется картинка прекрасного будущего. Как превратить эту картинку в список конкретных действий? Не забывая, что мы не можем бесконечно разрабатывать распрекрасный сайт — рамки проекта довольно жесткие.

Конкретизируем

В сухом остатке у нас получалось, что сайт должен рассказывать вот о чем.
  • Что именно делает ETHR. Решение — кейсы. Решение, кстати, неочевидное, про это расскажем дальше.
  • Зачем вообще нужны какие-то специальные рекрутеры для подбора айтишников.
  • Какими знаниями и навыками должен обладать рекрутер в IT.
Разговаривать про бизнес весело и интересно. А чтоб было еще и полезно, нужно договориться о конкретных действиях и шаг за шагом их выполнять. Мы делаем это так.
1. Пишем историю
В этом проекте — признаемся — мы оформили ее в буквы задним числом. Это не очень здорово, история должна появляться сразу и изменяться по ходу работы. У нас получилось следующее.
Пишем историю | SobakaPav.ru
История — это что-то среднее между кратким описанием и позиционированием. В нее мы закладываем все основные смыслы, которые позже будем использовать в работе
2. Составляем структуру — фактически она повторяет историю
Составляем структуру | SobakaPav.ru
Уже на уровне структуры сайта можно на глазок оценить, какие специалисты нам понадобятся и сколько им предстоит работы
3. Детализируем содержание
Детализируем содержание. Прописали структуру каждой страницы | SobakaPav.ru
Прописали структуру каждой страницы
4. Составляем дорожную карту
Дорожная карта | SobakaPav.ru
Запланировали все работы над сайтом: от общей структуры до вопросов, на которые нужно ответить на конкретной странице конкретного раздела
Итак, у нас есть история, структура, тезисы и план по превращению всего этого в полноценный сайт. Впереди большая работа по созданию контента.

Этап II. Создание контента

Кейсы

Писать кейсы — неочевидная идея. Дело в том, что основная работа рекрутера — рутина: поиск резюме, бесчисленные созвоны, тестирования и собеседования. Не факт, что проект, А отличается от проекта Б. Но выяснилось, что отличается. Проекты — индивидуальные, кейсам — быть.
На подготовку одного кейса может уйти до 40−50 человекочасов. Мы себе такого позволить не могли, нужно было уложиться часов в 10 хотя бы. К счастью, у нас есть проверенный в боях план действий.
  • Составляем список опорных вопросов.
  • Проводим интервью с заказчиком.
  • Пишем первую версию.
  • Сверяем с заказчиком и вносим правки.
  • Получаем от заказчика цифры, демонстрирующие масштабы проекта.
  • Сводим все воедино и еще раз проходимся по тексту.
Да, тут есть подводные камни. Сейчас расскажем. Взять, например, список вопросов к кейсу.
Все здорово. Только, во-первых, не получится за час-полтора разговора ответить на все эти вопросы. На некоторые — вообще не получится ответить. Во-вторых, если спрашивать в лоб, история не сложится. Нужно вывести клиента на монолог, иногда подталкивая его наводящими вопросами. А уже после интервью — свериться со списком и понять, что пропущено. Так, мы не говорили на первом интервью про смысл и дописывали эту часть кейса во вторую итерацию.
«Да нам же не о чем рассказывать!» — нормальная реакция. То есть сначала заказчику кажется, что он может бесконечно говорить про свою работу. Но стоит только начать переводить это в буквы, как случается творческий кризис. Плюс какие-нибудь веселые ограничения вроде «мы не можем назвать клиента, мы не можем рассказать детали, потому что все догадаются, что это за клиент». Мы сократили количество кейсов с 10 до 6 и потренировались в искусстве говорить конкретно, но так, чтобы никто не догадался, о какой компании идет речь.
Еще один затык — числа. Проект был когда-то давно. Никому в голову не пришло запротоколировать количество созвонов. С трудом вспоминаются сроки. Все это надо откопать.

Как понять и как нанять

У нас был десяток тезисов про то, что айтишники — непростые люди. Каждый тезис претендовал на отдельную заметку, а то и статью. Но писать десять статей не входило в наши планы. Попробовали собрать все в одну кучу.
На скриншоте — уже третий подход к снаряду. Два первых были столь же неудачны. Однообразно, занудно, местами спорно. Читать это не хочется. Креатив типа «давайте нафигачим в текст скриншоты советских фильмов» отмели сразу. Как насчет того, чтобы поискать более живой формат? Бинго!
Вымышленные диалоги создавали в Playbuzz | SobakaPav.ru
Вымышленные диалоги создавали в Playbuzz
Несколько итераций, и диалог получился вполне себе логичным, фактически верным и интересным. Нюансов два. При переходе в такой формат мы заведомо упрощаем тему: линейное повествование, сообщения из 1−3 предложений. Второй нюанс — не нужно добиваться стопроцентной реалистичности, злоупотреблять смайликами или вставлять орфографические ошибки. Всем понятно, что это игра.

Культурный код

Последний раздел должен был рассказывать, как работает IT-рекрутер. А заодно — демонстрировать компетенции нашего заказчика. И снова — несколько подходов, а текст все унылей и унылей.
Долго, занудно. Типа мы тут самые умные и сейчас вас научим айтишников любить. Нет, так не пойдет. Ищем подходящую форму. Может быть, сделать тест? Общая идея — на конкретных примерах показать, в чем заключается работа рекрутера. Накидываем прототип.
Прототип теста | SobakaPav.ru
Никогда не угадаешь, куда приведут попытки поиграть с формой
Коллеги хвалят, но в работу мы это не берем. Здесь неуместно заигрывать с аудиторией. Тезисы нужно донести до серьезного читателя, а не до скучающего веб-серфера. О’кей. Думаем дальше. В любом случае надо уходить от линейного текста. Что насчет карточек «как кажется и как на самом деле»? Пробуем.
Другое дело! Все наглядно, по полочкам и без занудства. Ну, почти. Нюанс один — это полуфабрикат для дизайнера, его еще предстоит правильно запаковать.
Итого — у нас есть кейсы и два блока контента по двум важным темам. Вот теперь можно заниматься непосредственно сайтом.

Инструкция по сборке сайта

Еще на старте мы договорились, что наши задачи — разработка общей концепции и создание контента. Дизайн, верстка, программирование — всем этим заказчик будет заниматься сам.
Нам надо объяснить заказчику, как теперь со всем этим контентом взлететь. Да тут нужен план! И мы его составили. Буквально пошаговый и предельно понятный даже мало-мальски подкованному менеджеру проектов. Уж тем более — нашему прошедшему огонь и воду заказчику.
Сценарий расписан по ролям. В основном осталась работа для программиста и дизайнера. Мы играем роли второго плана — отвечаем на вопросы, набрасываем черновики сложных страниц. Самый важный момент — на скриншоте. Главная страница рождается после того, как созданы все остальные. Кстати, мы про это даже статью в блог написали.

Результат

Вместе с заказчиком мы прошли половину пути. Наша полупроводниковая задача закончилась созданием контента и структуры. Дальше — дело технарей и художников.

Смысл

Можно сначала установить CMS, нарисовать картинки, а потом пытаться наполнить созданный шаблон каким-то смыслом. Увы, заказчик при этом часто теряет контроль над сутью, над историей, которую он хочет донести до читателя, становится заложником формата. Изначально приятная работа по обсуждению картинок превращается в сплошную головную боль.
Есть другой путь — сначала будет тяжело. Сперва напрягаем мозги, извлекаем идеи из головы заказчика, создаем контент. Потом — упаковка. По понятному плану и без потери сути и контроля над ситуацией.
Какую выбрать дорогу — решает заказчик. Если вторую, то нам по пути.
Сперва работаем над смыслом, затем — над формой.
~ 280 000 ₽
Бюджет
Результат
Другие кейсы