Напишите, пожалуйста, ваше имя и ваш рабочий e-mail, чтоб мы знали, кому и куда присылать уроки.
Дизайн интерфейса платежного сервиса
В 2013 году удобных способов оплатить счет через интернет было не то чтобы много. Порой было проще отстоять очередь в «Сбербанк», чем разбираться в интерфейсе неуклюжего банк-клиента.
~ 400 000 ₽
Разработали дизайн сервиса для оплаты любых товаров, услуг и счетов без обязательной регистрации.
«Промышленные информационные системы» — петербургская компания, которая разрабатывает всякие сложные программные решения для государственных и частных заказчиков. В частности, системы, связанные с оплатой чего-либо каким-нибудь способом.
К нам «Промышленные информационные системы» обращаются, когда нужно спроектировать интерфейс. Получается весьма продуктивное профессиональное сотрудничество с четким и понятным разделением ответственности. Особенно бодро идут проекты по созданию платежных сервисов. Тут у наших партнеров огромная экспертиза по «внутренностям» платежных систем, а у нас — большой опыт создания понятных простому пользователю интерфейсов. Похвалились, и хватит, давайте к делу.
JazzPay — cервис, позволяющий пользователю платить любой организации за любые товары и услуги. Этот проект стал логическим продолжением проекта Check'n'Pay — системы выставления счетов.
Плюсы и минусы нам были уже известны.
Плюсы и минусы
Полное взаимопонимание
Нам не пришлось рассказывать, зачем вообще нужно проектировать интерфейсы. А заказчику — жестко контролировать, чтобы фантазии проектировщика не выбивались из реальности.
Так исторически сложилось, что все, связанное с электронными деньгами, счетами, банковскими и околобанковскими услугами, нам не просто знакомо. Каждую ночь снится.
Огромная экспертиза
За конечный результат целиком и полностью отвечал наш заказчик. Он же общался с клиентом и приносил нам ценные указания и прочий фидбек.
Работа на субподряде
+
+
−
На входе у нас были страшные (на самом деле — очень понятные для разработчиков) схемы. Например, такая.
Реальная схема проведения платежа далека от интерфейса, понятного простому человеку
Мы проработали ситуации, в которых оказывается конечный пользователь. Для примера приведем две.
Избавиться от денег
Пользователь ищет способ оплатить услуги связи без очередей. Он знает, кому и сколько должен. Он может использовать сервис, скажем, как каталог провайдеров.
Более интересная ситуация. У пользователя есть документ с реквизитами организации: счет ЖКХ, штраф ГИБДД или, не дай бог, квитанция от интернет-магазина. Пользователь не хочет идти в ближайший Сбербанк и стоять в очереди. Он хочет куда-нибудь вбить эти реквизиты и быстренько разделаться с задачей.
Избавиться от бумажки
1
2
Процесс
Отталкиваясь от того, что инструмент должен получиться предельно простым и универсальным, мы выбрали решение, представляющее собой что-то вроде сервиса одного окна.
Сразу дали пользователю тот инструмент, за которым он пришел на сайт
Мы убрали промоблоки, завлекалки и рассказы о том, как платить в интернете. То есть вместо лендинга сразу дали пользователю тот инструмент, за которым он пришел. А описание шагов внедрили в процесс оплаты.
Все шаги видны сразу, а подробности появляются по мере заполнения данных
Вот как происходит процесс оплаты по произвольным реквизитам. По мере ввода реквизитов система обрабатывает данные и предполагает:
каким компаниям из существующего каталога может соответствовать этот набор реквизитов;
был ли пользователь на этом сервисе раньше.
Сервис реагирует на каждое действие: дает советы и подсказки
Мы стремились воспроизвести процесс оплаты в офлайне, поэтому регистрироваться в системе не обязательно. Но от регистрации все-таки есть польза — как минимум не придется заново вводить реквизиты, и можно просматривать историю платежей.
В 2013 году платежная форма должна была быть именно такой, чтобы не вызывать вопросов у бухгалтерии
Сделали и полный каталог услуг — посмотреть, за что вообще можно платить.
Не стали навязывать единственный способ поиска получателя. Если удобней выбирать из каталога — вот он, каталог
Результат
Интерфейс получился в какой-то мере экспериментальным. И за эту смелость хочется похвалить и подрядчика, и конечного заказчика.
С тех пор мы всегда старались давать пользователю конкретно то, что ему нужно. Кстати, понять, как это сделать, очень и очень помогают портреты пользователей и сценарии взаимодействия.
~ 400 000 ₽
Бюджет
«Польза принесена несомненно. По срокам также все нормально: я сознательно начал работу по подготовке мокапов на спринт раньше реализации — и все сошлось. Тесное общение было очень продуктивным. Спасибо за терпение, потому что я вел себя как "плохой" заказчик (не специально): затягивал, откладывал, переносил…»