С какими пользователями разговаривать?

11 эвристик + расчёт

Собака Павлова
2023

ПРАКТИКА

Первые 100 разговоров с пользователями — хаос без начала и конца. Но потом-то начинаешь видеть закономерности!

Ниже — наши. Точно знаем, что почти всегда можно пользоваться этими эвристическими правилами. Берите, пользуйтесь.
Первая часть — про сбор аудитории для исследования.

Зачем исследование, если можно просто хорошенько подумать?

Теорема Томаса: «Если ситуации определяются людьми как реальные, они реальны по своим последствиям». Только пользовательская — не ваша! не системная! — реальность двигает мир. Но какая она?
С какими пользователями разговаривать? | SobakaPav.ru
Что-то на умном: «Если пользователь не знает, что система умеет что-то, он не будет этим пользоваться, как бы детально и удобно не был проработан раздел».
Давайте создадим реальные ситуации, войдём в них вместе с пользователями — и всё увидим. То есть проведём исследование.

Эвристики с пояснениями

Ищите реальность, а не логику. Напоминайте усомнившимся о теореме Томаса. Это фундамент социологии. Это наука. Это надёжно.
 Ищите реальность, а не логику | SobakaPav.ru
Переводим на непонятный: «Фокус анализа — „что считает реальным пользователь“, а не „как де факто работает система“».
Мыслите группами, а не личностями. Так вы увидите закономерности, а не индивидуальные особенности. Да, это профили пользователей. Или персоны. Но мы сейчас не дизайнеры, для нас — группы.
Мыслите группами, а не личностями | SobakaPav.ru
Социолог переписал: «Мыслите группами и индивидами, а не личностями. Так вы увидите закономерности, а не индивидуальные особенности».
Задачи создают группу. Люди в группе могут быть очень разными. Лишь бы делали одно.
Задачи создают группу | SobakaPav.ru
Нельзя просто так найти начало верёвочки: «Этот и следующий блоки — это курица и яйцо. Выглядят как „и“, но на практике это скорее „или“».
Каждой группе — свой набор задач. Группы описаны, задачи перечислены? У вас есть план исследования!
Каждой группе — свой набор задач | SobakaPav.ru
Здравствуй, консалтинговое проклятье: «Разные дизайны, разные техники исследования и разные результаты под разные задачи бизнеса».
Каждой задаче своё место. На совещании человек ведёт себя не так, как в курилке. Придумайте, где будет проходить исследование. Неправильное место — напрасное исследование. Без исключений.
Каждой задаче своё место | SobakaPav.ru
Эта музыка будет вечной: «Да всё равно у монитора, но как смоделировать ситуацию — это отдельная песня».
3 человека в каждую группу. Один — мнение, два — случай, три — закономерность.
3 человека в каждую группу | SobakaPav.ru
Эксперт ничего не уточнил. Всё правда.
Никаких фокус-групп! С каждым и каждой свой разговор. Вы сами обобщите индивидуальные разговоры. В этом и есть суть исследования.
Никаких фокус-групп! | SobakaPav.ru
Чуть мягче: «Фокус группа — шанс послушать, что о тебе думает аудитория, максимально устранившись из самой дискуссии. Но это дорогой метод и будто скорее консалтинговый».
Скамейка запасных. Бывает, что группа оказывается не группой. Все решают разные задачи. Тогда надо формировать новые группы. Держите кандидатов про запас.
Скамейка запасных | SobakaPav.ru
Все знают, что понадобятся запасные. Но реально их предусмотреть — высший управленческий пилотаж.
70% толпы отвалятся. Если вы зовёте людей письмом или анкетой — придёт треть. Даже за деньги.
70% толпы отвалятся | SobakaPav.ru
К счастью, отвалятся уже при попытке договориться о времени и месте интервью.
30% лично приглашённых отвалятся. Если вы зовёте людей по телефону или лично — придёт 2/3. Даже за деньги.
30% лично приглашённых отвалятся | SobakaPav.ru
Боль: «Эти строчки я пишу именно сейчас, потому что информантка третий раз за день переносит созвон, и кажется, это как раз отвал».

Давайте посчитаем

Стандарт для небольшого продукта — 4 заметно отличающихся группы пользователей. По 3 человека в каждой группе. Плюс двое запасных. Чтобы (в разное время) пришло пятеро, нужно голосом позвать восьмерых.
С какими пользователями разговаривать? | SobakaPav.ru
Надеялись на сорок два. Но нет.
Итого 32 кандидата на поговорить. Ми-ни-мум!
Никак?
Берите меньше групп.
Да, исследуете меньше задач.
    Нет, коленочкой не подпихнуть.
    * * *
    Придумайте, пожалуйста, демократичный и располагающий к себе финал этой статьи. А мы пока подумаем, про что ещё рассказать. Наверное, про то, как конкретно превращать разговоры с пользователями в непосредственно дизайн интерфейсов и продуктов. Посмотрим.
    18 августа 2023
    Собака Павлова
    Дизайн сложных интерфейсов
    Другие статьи

    Интерфейс — это результат совместной работы дизайнера и заказчика. Роли обоих незаменимы. Один создает UX-дизайн, а другой — вовремя поставляет сырье и следит за процессом.

    Ответы на вопросы про дизайн и менеджмент в дизайне, которые все желающие могли задать нам абсолютно анонимно.

    Эти вопросы задавали члены закрытой группы на «Фейсбуке», которая посвящена всякому разному диджиталу. Мы не любим закрытые сообщества, поэтому публикуем и вопросы, и ответы.