sobaka@pavlova.cc
+7 (812) 320-57-87

Сервис подбора ВУЗа

У заказчика был сайт с каталогом российских вузов. Но таких в России много, и каждый больше похож на справочник, чем на сервис. Поэтому мы должны были придумать решение, которое будет помогать школьникам выбирать, куда поступать на «вышку».

~ 400 000 ₽
Разработали интерфейс сайта и написали техническое задание для разработчиков.
Контекст
Результат
Бюджет
2015
Корочка.ру — это каталог вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Он помогает абитуриентам сделать сложный и важный выбор — куда пойти за высшим образованием. Сайт по содержанию весьма похож на онлайн-версию популярного бумажного талмуда «Вузы Петербурга».
Вот скриншот первоначальной версии. Сейчас на главной — уже наш интерфейс.
Пока что это обычный каталог вузов. Пользователь должен зайти в нужный раздел, выбрать из огромного списка знакомые названия и только потом посмотреть условия поступления
Владелец «Корочки» — частное лицо. И весь сайт — это его хобби. Первую версию сайта клиент сделал сам. Купил систему управления контентом «1С-Битрикс», пошаманил с программированием и собрал вполне внятный и даже функциональный сайт-справочник. На этом история могла бы и закончиться — прошло увлечение интернет-технологиями, проект запущен, и цель «сделать мир лучше» достигнута. Но совершенствование мира не знает пределов.
Клиент захотел переделать сайт. Да не просто так, а чтобы все по уму. С этого и начался наш разговор. Общие задачи были ясны — нужно сделать проще, понятней и полезней. Как? С помощью интерфейсов и текстов. И с учетом того, что предлагают конкуренты.
Результаты маркетингового исследования | SobakaPav.ru
Маркетинговое исследование помогает понять сильные и слабые стороны конкурентов
Мы, как водится, оценили преимущества и недостатки проекта.
Профессиональный заказчик


Звучит как диагноз, а на самом деле — очень и очень крутая ситуация. Это когда от тебя не ждут чудес, понимая границы возможного, и в то же время ожидают, что ты выложишься по максимуму. В рамках возможного, да.
Кто-то из нас сам еще хорошо помнит свое поступление в вуз, а у кого-то уже дети подросли. История массовая — и в то же время не банальная.
Знакомая тема
Ценность справочника тем выше, чем больше в нем информации. Но вот сами вузы не торопятся ею делиться. Мы понимали, что сделать суперкрутой интерфейс с подбором преподавателя физики по фамилии и 3D-турами по общежитиям не получится.
Сложно собирать информацию
+
+
Было еще одно ограничение, которое нельзя отнести ни к минусам, ни к плюсам. Проект нужно было реализовать на «Битриксе». Точнее, оставить тот «Битрикс», что уже есть, — с собранной и структурированной базой данных.
Выходило, что предложить мы можем два продукта — «Техническое задание» и «Контент для сайта». В этом кейсе речь пойдет про ТЗ.
Здесь нужно отметить, что само по себе техническое задание — это такая проза жизни. Места креативу и инновациям тут особо нет. Нужно просто потратить время, чтобы сформировать достаточно понятный для разработчиков документ, который будет описывать удобный и реализуемый (см. пункт про недостаток информации) интерфейс.
Процесс
А поговорить?
Разработка технического задания — даже если речь идет о куда более простой истории — не избавляет от аналитической работы. В этом проекте была своя «фишка» — мы проводили парные исследования пользователей. На интервью присутствовал и старшеклассник, и кто-то из его родителей (а в некоторых случаях — оба родителя и бабушка).
Еще до начала всех интервью мы провели такое экспресс-исследование на своих друзьях-знакомых. И пришли к вроде бы очевидному, но важному выводу. Образование — дело семейное. Первое высшее выбирают, как правило, родители. Даже если не определяют конкретный вуз, то задают общее направление и высказывают общие требования. То есть в семье уже знают, куда ребенок пойдет учиться: в МГИМО, к условному профессору Никаноренко или «куда-нибудь на инженера с военной кафедрой».
Может сложиться впечатление, что родители принимают решение единолично. Нет, это практически всегда результат семейного совета. Да, родители могут влиять — и довольно сильно. Например, отговорить троечника поступать в МГУ. Или, наоборот, не поскупиться на репетиторов, чтобы чадо «подтянуло» математику. Но в целом — повторимся — задачу выбора первого высшего решают вместе.
В интервью участвовало больше десяти семей — из Москвы, Петербурга и регионов. Нас интересовали одиннадцатиклассники, у которых уже есть представление, по каким предметам есть шансы получить хорошие оценки на ЕГЭ. И десятиклассники, у которых выбор вузов был шире — за два года можно не только «подтянуть» предмет, но и очень серьезно его проштудировать. Например, если на интересную профессию нужно внезапно сдавать историю.
Что выяснили?
  • Семья сталкивается с кучей мифов, страхов, догадок, слухов, а то и вовсе ложной информации. Причем то, что думают дети, совсем не совпадало с тем, что думают родители: у них разные инфополя. Родители черпают информацию из газет и «серьезных» интернет-ресурсов, дети — узнают в школе, у друзей и в соцсетях. А на «семейном совете» они обмениваются этой информацией, и сразу появляется желание пойти и проверить, кто прав. Это и стало нашей отправной точкой. Сценарий примерно такой: поговорили за ужином и пошли вместе в интернет. В нашем случае — на «Корочку».
  • У десятиклассников представление о высшем образовании более чем расплывчатое. Проще говоря, они не понимают, куда хотеть. Или мечтают о чем-нибудь, а поступать собираются — куда баллов ЕГЭ хватит. В 11-м классе ситуация почти такая же. Только если предметы для сдачи ЕГЭ уже определены, вариантов выбора вуза становится меньше.
  • Когда дело касается конкретного выбора, запросы достаточно простые. Какой проходной балл? Куда я могу поступить с русским, математикой и географией? Где есть военная кафедра? Где в Питере учат на журналиста? В описании вуза, помимо перечисленного, ожидают увидеть информацию об аккредитации и общежитии, ссылку на сайт, телефон приемной комиссии. Для нас это означало, что скудной информации, которую дают вузы, вполне достаточно, чтобы сделать полезный ресурс.
  • Родители понимают, что профессию нужно выбирать исходя из потребностей уже достаточно взрослых детей. Вместо «хочу отправить своего ребенка учиться» — «как помочь ребенку сделать разумный выбор». Поэтому мы решили, что сайт должен быть направлен именно на детей — «я хочу учиться».
Итак, получалось, что в справочной части достаточно общей информации, а сам процесс подбора не должен быть сложным. Что касается мифов и легенд — это можно решить статьями.
Лирическое отступление
Аналитика — будь то беседа с будущими пользователями или обсуждение с заказчиком, который выступает носителем экспертизы, — позволяет убедиться в одних рабочих гипотезах и отбросить другие.
Заказчик еще с первой версией «Корочки» обнаружил, что собрать информацию про вузы — не так-то просто. Она постоянно меняется и даже на собственных сайтах учебных заведений не всегда актуальна. На каждой кафедре за размещение информации отвечает отдельный сотрудник, а то и группа лиц. И зачастую лица эти далеки от интернета. В общем, рассчитывать, что вузы сами будут заполнять карточки своих учебных заведений, было, мягко говоря, самонадеянно.
Идею соцсети, где родители могли бы скидывать ссылки детям, а дети — обсуждать что-то между собой, мы тоже отбросили практически сразу. Все задачи общения решаются на кухне или во «ВКонтакте».
Итак, после долгих прелюдий мы сформулировали нашу задачу: сделать полезный инструмент в условиях минимума информации.
И сделали
Вообще по временны́м затратам проектирование интерфейса не уступает аналитической части. Просто в аналитике всегда есть интересная история, а проектирование зачастую — рутинное оформление найденного решения. Пиксели подвигать, формулировки поискать. Поэтому и рассказывать здесь особо нечего.
Так выглядит сайт. На главной можно выбрать конкретный вуз, а можно указать, какие ЕГЭ ты готов сдавать. Ничего сверх перечисленного абитуриента практически никогда не интересует.
К прототипам прилагались комментарии, как работает интерфейс. Конечно, можно было понадеяться, что разработчики сами догадаются. Но, во-первых, это некрасиво. А во-вторых, если что-то пойдет не так, исправлять будет дорого. Лучше сразу все делать, как задумано. Для этого и нужна спецификация.
Спецификация элементов и блоков прототипа | SobakaPav.ru
Каждый элемент в прототипе нужно описывать, чтобы разработчик понимал, как работает интерфейс
Результат
К прототипам прилагались комментарии, что с ними делать.
Дальше мы отправились писать тексты — но это достойно отдельного рассказа.
А заказчик пошел делать вторую версию сайта — по нашему ТЗ. Если вы помните — весь проект представлял собой что-то вроде хобби или, кто знает, социальной миссии клиента. Увы, часто это связано с долгой реализацией. На момент написания кейса сайт был сделан наполовину. Но мы уверены — как это бывает в таких проектах, — что в отпуске или без дополнительного повода заказчик найдет время закончить начатое.
Главная страница в дизайне | SobakaPav.ru
~ 400 000 ₽
Бюджет

«Самая большая радость была, когда всю дальнейшую работу я вел в части дизайна, программирования, SEO-кампаний, где каждый рядовой сотрудник с удовольствием начинал дискутировать, куда и что передвинуть. Его можно было ткнуть в прототип и сказать: "Не морочьте голову! Сделайте, как по прототипу". Это позволило сократить время на дискуссии. Теперь они меня не парят.

Общее впечатление от работы хорошее. Если еще будет какой-нибудь интересный проект в части, где нужен будет прототип, — да, обращусь».

Олег Волков
Владелец

Сервис разработан по нашему прототипу.

Результат
Другие кейсы