Плох тот стартап, в котором нет блокчейна. Перетерли с коллегами за всё вот это вот и предлагаем вам краткую выжимку.

Хайпануть на блокчейне

Собака Павлова
2018

ТЕХНОЛОГИИ

Важно ли понимать задачу?

Допустим, клиент говорит: надизайните-ка мне интерфейс для блокчейн-проекта. А я вам мешок денег дам и токенов пачку в придачу.
Нужно ли пытаться понять, зачем в проекте используется блокчейн? Здесь у нас мнения разделились.
Мысль раз. Время познания через задачи давно прошло, если и было когда. Остались только игрушки. Можно — не выясняя, какую задачу решает блокчейн (и любая другая технология) в конкретном случае, — приспособить его как игрушку. Только разобраться, мяч это или шахматы.
Мысль два. Многие люди, вписавшись в проекты без понимания задачи, на полном серьезе тратят время и деньги (причем чуть ли не последние), веруя в чудо-технологию. Вера в чудо — так себе бизнес-план, и получается то, что получается.
Мысль три. Если клиент искренне верит, что ему нужен блокчейн, а вы не понимаете зачем и для чего — может, вам и не надо. Это как с автомобилями: снаружи не видно, какой под капотом мотор: бензин, дизель, электрический. Наша задача — сделать интерфейс (руль, приборную панель), для которого нюансы технологии важны как можно меньше.
Мысль четыре. Большинство проектов вообще не нуждается в блокчейне. Технологию притягивают за уши, чтобы хайпануть и срубить бабла. Понять цели клиента с блокчейном важно, потому что он, может быть, вообще не собирается ничего делать, только бурную деятельность имитировать. Нельзя допустить, чтоб банальная афера прикрывалась доброй репутацией вашей (или нашей) компании.

Зачем вообще использовать блокчейн?

Блокчейн решает ровно одну задачу: задачу византийских генералов. Есть хорошее видео.
Где-то на третьей минуте докладчик показывает собственно статью Сатоши Накомото о блокчейне и подчеркивает: технология задумывалась как способ обмена достоверной информацией напрямую между отправителем и получателем, без посредников в виде банков и других центров.
А что происходит в половине блокчейн-проектов? Они строят финансовый центр между потребителями — пытаются стать банками, прикрываясь модной антибанк-технологией. Нелепо и отвратительно.
Все это не умаляет крутизну биткоина как криптовалюты. Замена бумажным деньгам и вообще государственным институтам — вариант задачи о генералах. Решение посредством «жадного» и часто неэффективного блокчейна оправдано, потому что правительство и фальшивомонетчики (что часто одно и то же) обычно еще жаднее и неэффективнее.

Как понять, нужен ли блокчейн заказчику?

Слушаем клиента. Ага, у него будет каршеринг на блокчейне. Или сертификационный центр. Или бронирование отелей. Или голосование на уровне государства.
И проверяем, сводится ли проблема, которую пытается решить проект, к задаче византийских генералов. Если да — отлично, люди знают свое дело. Если нет — клиент либо мошенник, либо дурак. Ни с теми, ни с другими лучше не связываться.
Каршеринг, бронирование отелей и т. п. никак не сводятся к задаче о генералах. Там нет проблемы «засланных казачков», «двойных агентов», противоречивых инструкций из скомпрометированного центра.
А вот голосование на блокчейне — да, задача о генералах. Блокчейн и смарт-контракты можно и нужно использовать для прозрачного голосования в думе, для отзыва голосов, предотвращения вбросов, для решения проблем с завещаниями, для защиты компаний от рейдерских захватов.

Да вообще фиг поймешь, чему можно верить

Когда начинаешь что-то изучать, то неизбежно первым делом знакомишься с мифами и легендами. С ошибочными решениями, лайфхаками, «историями успеха» и т. п. И на сотню источников еле-еле можно наскрести три-четыре без мифов и легенд.
Просто сейчас очень много одновременно выстреливших популярных тем. Реально не хватает внимания на всё, даже на уровне общей эрудиции. И похоже, что это касается не только по потребителей информации, но и тех, кто ее производит. Опыта мало. В целом в обществе очень мало опыта. От машинного обучения до психологии — всюду в основном гипотезы и фантазии. Интересное время. Но непонятное.
* * *
Это одна из публикаций по мотивам наших обсуждений в рабочем чате. Здесь нет готовых решений и однозначных выводов. Могут быть спорные тезисы и аргументы без пруфлинков. Абсолютно точно есть собственный опыт и, надеемся, полезные мысли для самостоятельного размышления.
8 августа 2018
Собака Павлова
Дизайн сложных интерфейсов
Другие статьи

Не надейтесь на книги — пока их напишут, технологией будут владеть все, кому надо. На русский язык тоже не надейтесь — переводить будут еще дольше. И можете не следить за СМИ.

Разбираемся, что такое объектно-ориентированный UX и сможет ли он пригодиться в проектировании интерфейсов. Пока что мнения разделились.

Сайт, как у Apple — это красиво и трендово. Но стоит ли заказывать такой же? Да, если вы выпускаете айфоны. А если нет, то делайте дизайн, который решает ваши задачи.