sobaka@pavlova.cc
+7 (812) 320-57-87

Как определить, какая информация должна быть на главной странице сайта.

Что писать на главной?

Евгений Романовский, руководитель проектов
2015

ТЕКСТЫ

Недавно мы сделали сайт от контента для компании, которая занимается изготовлением и установкой кабинок для кабинетов физиотерапии. Такое вот узкое направление — и, что не удивительно, со своей спецификой. На этом примере расскажем, как понять, какая информация должна быть на главной странице сайта.

Что есть на входе?

Прежде чем что-то писать, проектировать и верстать — нужно собрать информацию. Для этого мы несколько раз встретились с заказчиком. Говорили про бизнес в целом, про целевую аудиторию, про часто задаваемые вопросы. Попутно выясняли характеристики продукции, порядок работы с клиентом.

На входе получилось примерно следующее:

  • Описание продукции: физиотерапевтических кабинок, кушеток и ширм.
  • Порядок работы: как заказать, что с доставкой, кто будет устанавливать.
  • Пояснения к нормативным документам — СанПиНам и ГОСТам, — в которых описаны требования к продукции.
  • Список клиентов.
  • Отдельные комментарии — с кем работают и как.
Вроде бы этого достаточно? Тематика узкая, сайт небольшой. Ломать голову, где описать продукцию, а где условия работы, не нужно. Пользователь не заблудится в меню. Пиши тексты да радуйся.

И что не так?

Подход «а давайте соберем всю информацию и вывесим ее на сайте» не кажется правильным подходом. Да и вообще не кажется подходом, честно говоря. В самом общем случае трудности бывают такие.
  • Да нам вроде и рассказывать особо нечего.
  • Наоборот, у нас очень много разной информации, как бы не запутать пользователя.
  • Много ли информации или мало — как понять, достаточно ли ее читателю?
«Собрать все, что есть» вовсе не означает «собрать всю необходимую информацию». Как определить необходимость?

Давайте думать

Думать лучше всего не просто так, а по понятной схеме. При разработке контента мы используем методологию, похожую на создание прототипов сайта, только акцент смещается с кнопочек, галочек и ссылочек на собственно контент.
Выглядит это примерно так.
  1. Создаем портреты пользователей сайта.
  2. Описываем сценарии поведения, ожидания пользователя от сайта.
  3. Формируем вопросы к сайту.
Первые два пункта — вспомогательные. Они помогают аналитику сформировать правильные вопросы, а клиенту — оценить, насколько эти вопросы действительно волнуют его целевую аудиторию.
Кроме мозга аналитика и знаний заказчика можно использовать интервью (мы позвонили нескольким клиентам компании), анализ конкурентов и анализ запросов в поисковых системах.
Когда есть список вопросов — есть понимание, ЧТО нужно написать на сайте. Осталось понять КАК.

И как?

Итак, напомним (и обновим) вводные. У нас есть:

  • информация от заказчика;
  • общее представление о структуре сайта;
  • список вопросов пользователей. На каждый вопрос у нас уже есть или ответ (информация от заказчика), или возможность его получить.
Теперь нам нужно сопоставить вопросы с разделами и страницами сайта. Скорее всего, структура будет отличаться от той, что мы придумали раньше.
  • Если вопросов по какой-то теме мало, то отдельную страницу делать не обязательно.
  • Если вопрос не укладывается в нашу черновую структуру или выглядит там неестественно, стоит предусмотреть еще один раздел.
  • Если вопрос может возникать на разных страницах сайта, то и в модели его нужно продублировать.

Так что с главной?

С главной сразу становится все понятно. В объектно-информационной модели уже есть список вопросов. Ранжируем их по важности. Вероятно, читатель сначала захочет понять, куда он вообще попал, потом — осознать, есть ли здесь для него что-то полезное, а уже после этого — вникать в подробности.
Обратите внимание, что на главной мы рассказываем обо всем предельно лаконично. Если есть подробности — тут же ставим ссылку.

И все?

Почти. Мы ответили на основные вопросы пользователя. Дочитав (или пролистав) страницу до конца, он принимает решение о следующем действии. Чего бы ему хотелось?
  • Закрыть окно, добавить в закладки, скопировать ссылку. Все это можно сделать стандартными средствами браузера.
  • Позвонить, написать, оставить заявку. Значит, нужны контакты и форма обратной связи.
  • Посмотреть, что еще есть на сайте, узнать больше информации.
На всякий случай. Речь идет не про моментальные продажи и не про вау-товар. Здесь не работает схема «покупай или уходи».
Если у вас так же — держите совет. Главное меню и ссылки в подвале — это хорошо. Можно сделать еще лучше. Мы добавили блок «Узнать больше» со ссылками на основные страницы сайта. По убыванию важности и не заголовками, а простым русским языком.
Итак, если вы не знаете, что писать на главной странице сайта, то выход, собственно, один. Провести исследование. Полное, как у нас, или хотя бы экспресс-анализ за полчаса. Понять, с чем приходят пользователи на сайт, что они хотят сделать и о чем узнать в первую очередь. Ответы на эти вопросы и есть содержание главной страницы.
Дзен-вывод: на главной нужно писать главное.
P. S. Пока мы составляли эти рекомендации, пришел отзыв от заказчика: «Заметно увеличились заказы из регионов. Формулировки с нашего сайта стали использовать в ТЗ при размещении закупок, и нам это помогает выиграть тендер». Впрочем, это уже совсем другая история — про бизнес и про деньги. Но, что любопытно, начинается она точно так же — подумать головой. Как раз то, что мы умеем лучше всего.
23 сентября 2015
Евгений Романовский
Руководитель проектов
Другие статьи

Со стороны может показаться, чтобы работа обоих специалистов одинакова, но разница между ними огромная

Почему ж именно IT-сектор во всём его великолепии никак не удаётся считать рынком наших потенциальных клиентов?

Раздаём бесплатно свои книги про UX-дизайн, digital-тексты и жизнь IT-заказчика

Made on
Tilda