sobaka@pavlova.cc
+7 (812) 320-57-87

Мы практикуем коллективный маркетинг. Это, в частности, означает, что статьи от имени компании пишут все желающие. Сложность в том, чтобы превратить желание отдельного сотрудника в полезную для него и компании деятельность.

Как помочь сотрудникам писать статьи? Шпаргалка начинающего автора

Евгений Романовский, руководитель проектов

ТЕКСТЫ

2018
.
После нескольких подходов к задаче у нас выработалась достаточно четкая схема. Мы оформили ее в виде шпаргалки для сотрудников и делимся со всеми желающими. Владелец или руководитель, познакомившись с организацией процесса у нас, сможет перенять наш опыт или сделать лучше.

Несколько советов владельцу и руководителю

  • Не ограничивайте автора-добровольца в начале работы вообще ничем. Можно подсказывать и направлять, нельзя указывать.
  • Чудес не бывает, у вас в штате (хоть на полставки, хоть на «постоянной удаленке») должен быть настоящий редактор 80-го уровня. Желательно представитель старой школы с десятком выпущенных книг за плечами или солидным опытом работы в СМИ.
  • Необходимо обеспечить полный процесс подготовки уже более-менее приличного текста к публикации. В самом минимальном виде это означает, что нужен еще один редактор и корректор. У нас они тоже штатные, но вы можете аутсорсить или работать с проверенными фрилансерами.
  • Всякий руководящий контроль (политика партии, редакционные стандарты, контент-стратегия, личное мнение директора и т. д. и т. п.) нужны. В какой степени — решать вам, главное, чтобы это не отбивало желание у будущего автора.
А вот и сама шпаргалка.

Вы хотите написать статью?

1. Соберитесь

Бывает, что прям руки чешутся что-нибудь написать, но терзают разные сомнения. Это нормально, они терзают всех ваших коллег. Разберемся с основными.
Я не умею писать статьи / я не умею писать вообще.
Поверьте, десять лет школы не прошли даром. Вы можете писать хоть как-то, а чтобы получилось хорошо — читайте эту шпаргалку. Вам придут на помощь от 3 до 23 коллег.
Мне не о чем писать.
Это миф. Если вы работаете в «Собаке» дольше недели, то уже способны написать статью. Мысленно озаглавьте ваш будущий труд «мой опыт» и пишите про него.
Не могу придумать тему, есть только смутные предположения.
Приходите и рассказывайте голосом. Мы предложим десяток возможных тем, которые вы наверняка выбросите в помойку, зато придумаете что-то свое.
Я не знаю, зачем мне писать статью.
И мы не знаем! Но если хочется — пишите.
Не думайте про уникальность и интересность темы. Забейте на то, что вам нечего сказать. Вы ведь еще даже не приступали.
Коротко: вам есть о чем написать, и вы сможете это сделать.

2. Напишите

Не существует универсального способа. Кому-то лучше пишется ночью под одеялом с телефона, кому-то в офисе с утра пораньше. Кто-то начинает с подробного плана и последовательно раскрывает каждый пункт, кто-то вываливает на бумагу всё, что знает, и пытается выстроить из этого логичную историю. Кому-то ближе статьи-инструкции, кому-то — рассуждения. Некоторые сначала надиктовывают на телефон, а потом занимаются расшифровкой. Наконец, статья может быть набором картинок с комментариями.
Проще написать несколько мелких текстиков, чем замахнуться сразу на большую статью. Попробуйте набросать список тезисов в любом порядке (он пока не важен) и рассказать что-нибудь по каждому пункту.
Не беспокойтесь о структуре, логике, выводе. Даже об осмысленности не беспокойтесь, на этом этапе нужен просто массив букв.
Коротко: пишите, как получается.

3. Покажите

Если совсем-совсем упрощенно, то статья состоит из содержания и формы. С формой вы поработаете на следующем этапе, а пока обсудите с коллегами содержание. Покажите свой черновик и спросите, стоит ли продолжать. В 95% случаев — стоит. Возможно, коллеги помогут с формой или подкинут несколько здравых идей. Если пока стесняетесь, попросите фидбек лично у кого-нибудь, чьей критики вы не боитесь.
Вы не обязаны отрабатывать каждый комментарий и каждое замечание. Просто примите их к сведению, сохраните на память и двигайтесь дальше.
Коротко: покажите черновик коллегам.

4. Отредактируйте

Теперь нужно превратить черновик в полноценную статью, написанную хорошим русским языком. Готовьтесь к тому, что переколбасить придется много: от отдельных фраз до структуры всего материала. Возможно, что-то дописать, что-то выкинуть.
Звучит пугающе, однако, возможно, это самый увлекательный этап. У нас есть редакторы, которые обладают особой магией и помогают автору любого уровня превратить самый запутанный поток сознания в крепкую статью.
Пароли и явки мы вам выдадим по первому требованию. Вам нужно будет написать редактору, что нужна помощь со статьей. В теле письма в свободной форме расскажите, какая именно («у меня ничего не получается, а-а-а-а» — тоже вариант). Не забудьте приложить сам текст! Люди букв предпочитают DOCX, но можете попробовать договориться на Google.Doc. Только проверьте трижды, что статья открывается по ссылке и доступна для редактирования.
Расшаривайте документ для всех, а не только для тех, кто в домене. Так надежней
Договоритесь с редактором о совместной работе над текстом по скайпу. Скорее всего, вам понадобится две-три сессии.
Действуйте под чутким руководством редактора и наблюдайте, как с каждым созвоном ваша статья становится все лучше и лучше.
Коротко: отправьте статью редактору для совместной работы.

5. Соберите фидбек

Самое время попросить коллег прокомментировать вашу уже вполне полноценную (но еще не идеальную) статью. Анонсируйте ее в чате на канале content и будьте готовы к тому, что комментариев, неудобных вопросов, классных дополнений, придирок к мелочам и предложений «все переделать» будет много. Не обязательно отрабатывать их все, но обязательно — подумать над каждым предложением.
Комментарии могут быть и в чате, и в самой статье
Дальше действуйте по обстоятельствам. Возможно, достаточно будет внести косметические правки. Возможно, у вас появится тема для следующей статьи. Возможно, придется существенно переработать материал. Опция «совместная работа с редактором» по-прежнему доступна.
Коротко: покажите статью коллегам и доработайте.

6. Подберите картинки

А если уже подобрали — перепроверьте. Наверняка в процессе редактирования и улучшения какие-то иллюстрации устарели, появились новые.
Очевидная мысль, про которую часто забывают. Картинки должны иллюстрировать текст. Если в тексте есть отсылка к чему-то, что можно продемонстрировать наглядно, надо это сделать. Перечитайте статью и подумайте, где еще уместны иллюстрации.
  • Проверьте, у всех ли картинок есть подписи, или убедитесь, что в вашем случае они не нужны.
  • Сохраните все картинки в отдельную папку, отредактируйте размер, проверьте кадрирование. Это здорово упростит вам верстку.
  • У вас обязательно должна быть заглавная иллюстрация, даже если сама статья — это голый текст.
  • Обязательно указывайте ссылки на источник, если взяли картинку «из интернета».
Коротко: проверьте все иллюстрации.

7. Отправьте второму редактору

Есть редактор, а есть редактор, не перепутайте! Если первый помогал вам превратить знания, мысли и тезисы в связный материал, теперь нужно избавиться от стилистических ошибок и мелких огрехов, ускользнувших от взора профессионала при серьезном переколбашивании текста.
Напишите письмо на специальный адрес со словом «редактура» в теме. Письмо читают живые люди, не роботы, поэтому помните про элементарную вежливость. Напишите в письме хотя бы одну фразу: «пожалуйста, возьмите на редактуру». Приложите статью в формате DOCX, дополнительно можете указать ссылку на Google.Doc.
Любой Google.Doc можно скачать в формате DOCX
Редактор исправляет текст в режиме редактирования, задает уточняющие вопросы, что-то предлагает, но не настаивает. Это значит, что после редактуры вам нужно будет принять или отклонить предложенные правки и внести исправления с учетом полученных замечаний.
Коротко: отправьте текст на редактуру и обработайте замечания.

8. Отправьте корректору

Корректура — это исправление ошибок и опечаток. Корректор тоже работает с документом в режиме редактирования. Это значит, что после корректуры вам нужно будет принять все правки и снять все вопросы.
Google. Doc экспортирует все исправления и комментарии из документов Word
Напишите письмо на специальный адрес со словом «Корректура» в теме. В самом письме вежливо попросите провести корректуру. Приложите файл в формате DOCX, корректор работает со статьями только в этом формате.
Пожалуйста, не путайте редактуру и корректуру. Редактура — это про формулировки, структуру, речевые ошибки. Редактор помогает сформулировать ваши мысли хорошим русским языком. Корректура — это про орфографию, пунктуацию, типографику, двойные пробелы. Иногда корректор указывает на другие ошибки, но в целом не обязан это делать.
После корректуры никакие изменения в текст вносить нельзя. Даже самые незначительные!
Коротко: отправьте текст корректору.

9. Выберите площадку

Да-да, мы сначала пишем, а потом думаем, где опубликовать. Контент первичен.
Сейчас мы публикуем статьи на «Хабре», VC и на нашем сайте. Возможно, появятся другие площадки — разово или постоянно. Не стесняйтесь предлагать свои.
Выбрать лучшее место для вашей статьи, не забыв при этом про интересы аудитории и наши представления о прекрасном, помогут на канале content.
Ваша статья — результат коллективной работы, и это накладывает два важных ограничения.
  • Решение о выборе площадки принимает коллективный разум, не вы лично.
  • Вы публикуете статью под аккаунтом «Собаки Павловой», а не в личном блоге и не под личным аккаунтом.
Авторство, разумеется, сохраняется за вами. Хороший тон — публиковать статью под своим именем, когда она опирается на ваши мысли, опыт, исследования. Если это просто компиляция сообщений из «Слака» или сделанная совместно с товарищами подборка картинок, честнее не указывать автора вообще.
Коротко: спросите в чате, где опубликовать вашу статью.

10. Сверстайте

Все пароли от всех площадок для публикации знает Мухтар (это наш Слак-бот, если вы еще с ним не знакомы — познакомьтесь). Осталось залогиниться, скопировать текст, вставить картинки и чуть-чуть пошаманить с версткой, чтобы добиться хорошего внешнего вида. С последним — без рекомендаций, потому что возможности нет-нет, да и отличаются у разных площадок.
Помните, что вносить изменения в текст после проверки корректором уже нельзя. Если никак не удержаться — понадобится повторная корректура статьи или фрагмента.
В зависимости от площадки может понадобиться указать теги, выбрать рубрики, прописать Title и Descrtiption. Здравый смысл вам в помощь, если его не хватит — за советами обращайтесь в чат.
Не забывайте про гиперссылки. Пройдитесь по тексту и поставьте ссылки там, где это нужно, полезно и уместно.
  • Сослаться на наш сайт достаточно один раз — при первом упоминании в тексте. Например, когда вы пишете «мы», «у нас в „Собаке“».
  • Дополнительные ссылки на нас, наши соцсети, кейсы, статьи, страничку с подпиской на рассылку и т. д. — только в том случае, если это нужно читателю. Например, «как мы уже рассказывали» или «кстати, в нашей рассылке используется такой же принцип».
  • Ставьте ссылки на все более-менее известные компании, бренды, сайты, которые вы упоминаете.
  • Ставьте ссылки на все аббревиатуры и термины, даже если они кажутся общеизвестными. Ссылка ставится при первом упоминании в тексте, дальше — без ссылок.
  • Ссылайтесь на «Википедию» или чужие статьи, если эти ссылки помогут читателю разобраться в сложном. Например, «эффект Даннинга — Крюгера», «исследование Mail.ru».
Никогда не используйте теги nofollow или noindex.
Коротко: сверстайте с учетом правил и возможностей площадки, проставьте гиперссылки.

11. Опубликуйте

Дрожащей рукой нажмите кнопку «Опубликовать» или что там будет вместо этой кнопки. В панике перечитайте текст, найдите две-три ошибки и исправьте их по горячим следам.
Коротко: смелее, смелее!

12. Похвалитесь

Расскажите о своей статье коллегам на канале general. Если хотите, опубликуйте анонс в своих соцсетях, отправьте друзьям и знакомым. Высшее авторское мастерство — проконтролировать, чтобы анонс появился в корпоративных соцсетях и в рассылке.
Коротко: расскажите всем.

13. Следите за комментариями

Если на площадке есть возможность оставлять комментарии, то первые пару дней несколько раз в сутки проверяйте комментарии и вежливо на них реагируйте. Этот пункт плана тринадцатый не случайно, но пусть вам повезет и все комментарии будут по делу. Обычно негатива у нас не бывает.
Коротко: если вам пишут — напишите что-нибудь в ответ.
Это наш внутренний рабочий документ. Он живет и изменяется. Можно комментировать отдельные его пункты в Google Docs.
24 декабря 2018
Статья также опубликована на vc.ru
Евгений Романовский
Руководитель проектов
Другие статьи

У любого формализованного способа организации совместной работы есть принципиальные требования — неспешность, размеренность и даже некоторое подобие стабильности в команде. Что делать, когда всего этого нет?

Документы, которые фиксируют пожелания и ожидания специалистов по маркетингу к проекту

Мы практикуем коллективный маркетинг. Это, в частности, означает, что статьи от имени компании пишут все желающие. Сложность в том, чтобы превратить желание отдельного сотрудника в полезную для него и компании деятельность.