sobaka@pavlova.cc
+7 (812) 320-57-87

Чаще всего профессиональный интерфейс не предусматривает четких сценариев. Зато мы можем смело рассчитывать, что люди будут учиться работать с этим интерфейсом.

Как проектировать интерфейсы профессиональных систем

Екатерина Гордеева, старший UX-дизайнер
2018

ИНТЕРФЕЙСЫ

Давайте поговорим про отличия профессиональных инструментов от массовых сервисов с точки зрения UX-проектирования. Это будет разговор для своих. Здесь вы не найдете универсальных рецептов, примеров вида «хорошо и плохо» и советов, как действовать в том или ином частном случае. А что найдете? Наблюдения, мнение, опыт, пищу для размышлений.

Чем профессиональный интерфейс отличается от массового

Профессиональный интерфейс — это узкоспециализированный инструмент, призванный помочь пользователю (оператору) максимально эффективно и продуктивно решать рабочие задачи. Узкоспециализированный он в том смысле, что заточен под конкретный вид деятельности, а самих задач может быть сколько угодно.
Если интерфейс массового сервиса — посредник между бизнесом и «обычным» человеком, то профессиональный интерфейс — инструмент для управления внутренними процессами.
К примеру, интернет-магазин помогает пользователю выбрать товар и сказать: «Хочу, привезите мне!» Тем временем менеджер этого магазина в профинтерфейсе админки обрабатывает волну заказов с сайта, распределяя их по отделам, организуя логистику и выполняя прочие задачи.
Бизнес предъявляет жесткие требования к темпу, объему и качеству работы, поэтому для профинтерфейса на первое место выходят эффективность и продуктивность. Одновременно повышается и цена ошибки.
Впрочем, есть и другие особенности, которые проявляются на каждом этапе UX-процесса.

Аналитика

На этапе исследования надо уделить самое пристальное внимание условиям, в которых работает оператор. Зачастую их можно определить куда точнее, чем для интерфейса массового сервиса. Это не только физическая среда, но и внешние рамки: служебные требования, специфика деятельности, регламенты и т. п. Нам нужно досконально разобраться в контексте, не ограничиваясь взаимодействием оператора с системой.
Разумеется, интерфейс должен учитывать нюансы рабочего процесса, выявленные в ходе исследования: кто, как, где, при каких обстоятельствах и сколько времени будет им пользоваться.

Сценарии

Чаще всего наш узкоспециализированный многофункциональный инструмент не предусматривает четких сценариев. Длинных и всеобъемлющих в нем попросту нет. Можно выделить несколько ключевых, но они слишком глобальны, чтобы отразить все многообразие возможностей. В профессиональном интерфейсе преобладают отдельные процессы и подпроцессы. Это микросценарии, из которых состоят самые разные рабочие (а не жизненные) ситуации.
Характер работы оператора, как правило, таков, что в любой момент может произойти все что угодно. Существует множество сюжетных вилок, взаимосвязей, которые нужно учитывать, и неожиданных поворотов — мало ли что и когда может потребоваться. У процессов есть приоритетность и вероятность, но главное в них — нелинейность. Этакое дерево вариантов, похожее на дендриты у нейронов. И все это должно быть под контролем оператора.
Тут по-хорошему нужно еще правильно работать с прерываниями деятельности. Но, если честно, я лично пока редко сталкиваюсь с ситуациями, когда человек долго-долго делает Очень Важное Дело, в середине работы прерывается на другое Очень Важное Дело, а потом возвращается к первому. Обычно все-таки оператор — в рамках одной программы — отвлекается на мелкие дела, а потом возвращается к Важному.

Задачи и решения

Описанная выше «ветвистость» плюс высокая цена ошибки делают профессиональный интерфейс инструментом, который помогает, но не принимает решений сам. Он может скрыть ненужные в данный момент функции, но выбор пути остается за пользователем.
Далеко не все события в профинтерфейсе можно расценивать как однозначно негативные или позитивные, и не каждая задача выполняется одним способом. Иногда только комплексное действие разных факторов приводит к алерту, и решить проблему можно разными путями.

Дизайн и красота

Профи обычно работают напрямую с информацией, им не до финтифлюшек. Если считывать и обрабатывать информацию легко, манипулировать ею и создавать новую удобно, значит, интерфейс хорош. Оператору нужна логика, очищенная от эмоций, все должно быть предельно функционально.

Подход к пользователю

Иным становится и подход к пользователям. С одной стороны, люди нам по-прежнему очень важны, но теперь мы смотрим на них под другим углом — в контексте профессиональной деятельности. С другой — многими обычными удобствами мы можем пренебречь во имя скорости работы. Можно использовать сокращения, убирать подсказки, использовать аббревиатуры и условные обозначения, зашивать использование горячих клавиш и т. п.
Мы можем смело рассчитывать на то, что люди будут учиться работать с этим интерфейсом.
И, кстати, их заставляет это делать не только жизненная необходимость. Один из стимулов — чувство «я особенный». Вспомните видеоигры на заре компьютерной эры с чертовски заковыристыми интерфейсами и правилами. Суровые прогеры ваяли их для суровых прогеров. Им было по кайфу разбираться в этих премудростях, ведь в награду они получали ни с чем не сравнимое ощущение «я умненький». Отсюда же — гордость фанатов «Линукса», которые рассказывают эпические истории приручения этой операционки. Подобное водится и за пользователями 1С. Да, они ворчат порой на сомнительную организацию рабочего пространства и ругаются на пережатую графику, но уж они-то знают, как максимально быстро и эффективно продраться сквозь интерфейс к желанной цели. Им он подвластен, они умеют. Их согревает ощущение принадлежности к конкретному профессиональному сообществу.

Тестирование

На этапе тестирования тоже есть своя специфика. Целевая аудитория четко определена, значит, абы на ком не протестируешь. Условия надо создать близкие к рабочим, тестовые сценарии продумать и составить очень деликатно. И быть готовым к сопротивлению изменениям одновременно с ворохом мелких советов-улучшений.
* * *
Глобальная задача при создании профессионального интерфейса — взять возможности системы, бизнес-процессы и прочие регламенты и связать их с миром человека. Помочь оператору рулить «ядром» и сделать его действия предельно рациональными. Хороший интерфейс — как хороший дизайн. Его не замечаешь, он не мешает и не допускает двусмысленности.
17 апреля 2018
Екатерина Гордеева
Старший UX-дизайнер
Другие статьи

Почему ж именно IT-сектор во всём его великолепии никак не удаётся считать рынком наших потенциальных клиентов?

Анализ ситуаций, вызванных глобальными сбоями, багами, внешними проблемами.

Этот раздел посвящен ошибкам людей, про ошибки программ мы говорили в первой части.

Раздаём бесплатно свои книги про UX-дизайн, digital-тексты и жизнь IT-заказчика

Made on
Tilda