Читайте наш Telegram-канал про ужасы интерфейсных проектов!
Главная / Статьи / Останавливаем поток сознания, или как завершить сложный дизайн-проект

Наталья Прокофьева, генеральный директор  · 6 минут на чтение

Останавливаем поток сознания, или как завершить сложный дизайн-проект

Несколько лайфхаков. Как заканчивать проекты, которые никак не хотят завершаться
Как завершить сложный дизайн-проект

Мы — проектная компания, которая специализируется на UX-дизайне сложных профессиональных интерфейсов.

Звучит запутанно? Согласна. Но объяснить проще не выходит, как ни старайся.

В какой-то момент мы бросили попытки упростить своё позиционирование. Поняли, что заказчик у нас умный, проекты головоломные, работают с обеих сторон суперпрофи, а значит, пусть всё будет по-честному.

Двигались мы к профессиональным интерфейсам пошагово. Семь лет назад таких проектов у нас было процентов десять. А потом пошло-поехало. Нам становилось всё интереснее делать инструменты не под линейные сценарии, а под заковыристые профильные задачи. Мы брались за всё более сложные истории.

Выявление требований, мозговые штурмы | SobakaPav.ru Например, уже стало невозможно выдать задачу дизайнеру, чтобы он «спокойно поработал» на своё усмотрение. Много времени теперь уходит на выявление требований — в том числе на мозговые штурмы

Со сложностью проектов росли и другие проблемы. Мы решали задачи с непредсказуемым ценообразованием, непонятной продолжительностью итераций, иными требованиями к качеству результата и непростыми корпоративными переговорами.

Но неожиданным было другое. Оказалось, что больше всего выросла сложность последнего этапа работ — финализации. Сейчас она уже зашкаливает, и мы готовы поспорить с поговоркой, что после восьмидесяти процентов сделанного начинаются оставшиеся восемьдесят. Нет. Там ещё все сто, а может, и сто двадцать.

Мы внутри «Собаки» много думаем на эту тему.

Предпринимаем разное. Меняем процесс производства и пытаемся финализировать кусками. Планируем проекты с громадным временным и ресурсным люфтом. Подключаем на финише руководителя производства и дирекцию. Делаем карты фокусов и интерфейсных фич.

Карта фокусов для приложения по работе с криптовалютой | SobakaPav.ru Так выглядит карта фокусов для приложения по работе с криптовалютой. Самим немного страшно

Но всего этого недостаточно.

Чувствуем, что скоро придётся привлекать и психотерапевтов, так как даже самые чудесные отношения с заказчиком на этой стадии порой начинают трещать по швам.

И сейчас мы думаем, что знаем почему.

Похоже, дело не только в сложностях, связанных с неопределённостью дизайн-процесса. Проблема не только в разрастании требований по мере погружения в логику при проектировании профессиональных инструментов.

Есть ещё человеческий фактор. С обеих сторон.

Наши дизайнеры страдают перфекционизмом — им хочется отшлифовать продукт до блеска и довести до ума каждую фичу. Они не мыслят бизнесом и не руководствуются коммерческой целесообразностью.

Проблема нашего прекрасного заказчика другой природы. Он боится. И один из его главных страхов — остаться без привычной поддержки и потерять наработанное в поте лица.

Мы попробовали встать на место заказчика и сформулировать, почему расставаться с нами страшно. Получилось вот что.

Наша работа заканчивается примерно посередине процесса запуска нового продукта. На старте у заказчика была идея или действующая старая система. Он долго размышлял, как сделать лучше. Выбрал исполнителя, и мы вместе двинулись к заветной цели. Продумывали логику, разрабатывали визуальное решение. Проводили брейнштормы и рисовали сложные схемы. Пересматривали логику и переделывали макеты. Корпели над детальками и визуалом.

За время совместной работы мы стали командой, об которую можно думать два-три раза в неделю. И вдруг бах! — подпишите акт, и мы уже на финише.

Как? — недоумевает заказчик. А как же я? А вдруг я надумаю что-то еще? А вдруг я что-то пропустил? А вдруг мне понадобится помощь?

И ведь прав.

Он наверняка надумает что-то еще. А еще что-то надумают программисты. А что-то изменится в законодательстве, и до запуска продукта появятся новые бизнес-требования. Непременно. Без этого никак.

Мы неоднократно наблюдали грустную картину, как заказчик начинал ходить по кругу бесконечных улучшений. И знаем, чем это заканчивается. Каждый раз — ничем. Разработка так и не началась.

Поэтому мы придумали несколько лайфхаков в помощь заказчикам.

Дизайн никогда не будет готов на сто процентов. Особенно если это UX-дизайн. Тем более дизайн сложных интерфейсов. После двух-трех итераций по каждому разделу интерфейса дизайн готов на 85 процентов. А после еще двух-трех подходов можно дотянуть до 87 или откатиться на 82. Это уж как повезет. И значит, надо решить, где поставить точку. Не для нас — мы можем фигачить бесконечно, если договор на time& material, — а для себя. Примерно так: вот сейчас я вношу последние правки и говорю «хватит». Потом зажмуриваюсь и приказываю себе «все, отдаю в разработку». Все, что вылезет позже, фиксирую и вношу на стадии разработки. Или не вношу, ибо по зрелом размышлении понимаю, что лишнее. А многое вообще вылезет только после выпуска бета-версии, и смысла доводить до идеала здесь и сейчас нет совсем.

Передавайте результаты дизайна в использование на ранних стадиях. Пусть разработка подключится к проекту как можно раньше. Пусть обсуждает с дизайн-командой макеты еще на стадии работы над логикой. Полезно будет всем. Если это невозможно, заложите в договор с дизайн-студией день-другой на общение с разработкой в будущем. Эти услуги скорее всего придется оплатить вперед, но вы сможете использовать это время в течение, к примеру, года после сдачи результатов — когда начнется разработка и надо будет помочь людям войти в курс дела.

Прототип внутренней системы компании Альфастрахование | SobakaPav.ru Прототип внутренней системы компании Альфастрахование. Эти макеты сразу шли в разработку. Прямо с нашими пометками и комментариями.

Не покупайте голые макеты. Если ваша разработка стартует не параллельно, на выходе вы должны получить полное описание прототипов — логику переходов, поведение элементов, принципы использования визуальных и смысловых компонентов интерфейса, UI-кит. Все макеты должны быть выложены в стандартные для разработчиков инструменты. Все исходники переданы в таком виде, чтобы ваш сотрудник (например, штатный дизайнер) смог их подхватить и использовать.

Полное описание прототипов | SobakaPav.ru А это часть большого документа: в нем страниц восемьдесят. Нет сомнений, что даже спустя пару-тройку месяцев несложно будет разобраться в логике происходящего.

Отличная практика — shadowing. Это значит, что заказчик имеет возможность прислать своих дизайнеров или разработчиков в офис дизайн-команды на день-неделю, чтобы поработать вместе. Оплачиваете это вы. Но люди могут вместе и предметно погрузиться во все подробности. Такой подход практически снимает риски потери фокуса на проекте.

Результаты shadowing'а | SobakaPav.ru А еще после shadowing’а остаётся много стикеров и эскизов на бумаге. Было дело, мы в таком стиле оформили и итоговый результат дизайн-работы. Немного несерьёзно, но заказчику понравилось.

Конечно, можно верить в магическую силу ТЗ. Такое бывало даже в нашей практике: приходили заказчики с волшебным документом, где бизнес-процесс и логика продуманы и описаны до мелочей. И никто не велся на соблазн отступить от ТЗ или что-то улучшить. И представьте — не было ни одной проблемы с финализацией. Все было сделано точно в срок. Чудеса случаются, ага.

Но такими были два проекта из более чем двухсот. Они стали легендой, которую мы рассказываем новичкам.

Если же не рассчитывать на чудо, финализация — процесс болезненный.

И чем раньше все участники проекта начинают готовиться к этой стадии, обсуждать ее рамки и формат — тем проще она проходит для каждой из сторон.

И еще. Как показывает практика, формальные договоренности на бумаге помогают слабо. Спасает только общение голосом и желание идти навстречу друг другу.

Вам нужен интерфейс?

Заказать дизайн

Напишите нам на we@sobakapav.ru

Что мы можем сделать?

Что угодно от исследования пользователей до дизайна интерфейса под ключ.

Примеры из практики

Мы наверняка уже делали интерфейс, пожожий на тот, который вам нужен. Проверьте.