Собака Павлова · 5 минут на чтение
Как провести интервью и UX-тестирование прототипа интерфейса онлайн
Жан-Марк Коте
Юзабилити-тестирование онлайн
Юзабилити-тестирования желательно проводить вживую, потому что ваша задача — наблюдать, как человек пользуется интерфейсом. Здесь важно все: куда нажимает респондент, как он это делает, как водит мышкой/пальцами по экрану, какие эмоции возникают на его на лице и что он говорит. Когда вы сидите рядом, это просто.
В онлайне, казалось бы, тоже все должно быть просто. Нужно лишь, чтобы устройство одновременно транслировало экран, снимало респондента на камеру и передавало звук, а мы могли все это записать. И вот здесь встречаются сложности. Или не встречаются, если у вас есть деньги на платные готовые решения вроде «Фабрика Юзабилити» или UXCrowd, который просит 150 000 рублей за полгода использования. У нас на такое денег нет.
Так что нам понадобятся две пластиковые бутылки, моток веревки и волшебство. Если их нет, сделайте вот что:
- подготовьте компьютер, на котором вы будете наблюдать за респондентом;
- найдите респондента с компьютером или смартфоном — зависит от того, какой дизайн будете тестировать, десктопный или мобильный;
- подготовьте интерактивный прототип в Figma или софт, который вы хотите протестировать;
- создайте конференцию в Zoom.
Теперь все зависит от того, на чем респондент будет смотреть дизайн.
Десктоп
С десктопным дизайном все просто: созваниваемся по Zoom, присылаем респонденту ссылку на прототип/софт и проходимся по сценариям. Теоретически любой компьютер может транслировать одновременно экран и видео с камеры. То что нужно.
С мобильным дизайном и приложениями сложнее — их нужно тестировать на смартфонах. И тут все зависит от того, какие устройства есть у человека.
Мак + айфон
Если у респондента мак и айфон, созваниваемся с компьютеров, скидываем ссылку на прототип, а затем просим включить волшебную трансляцию экрана смартфона. Это можно сделать по кабелю или airplay. Камера мака записывает лицо, а смартфон транслирует экран. Мы видим оба видео одновременно.
Айфон или андроид
Если у респондента только айфон или просто андроид, ему придется установить приложение Zoom. Дальше все по-хитрому: респондент должен созвониться с вами и включить демонстрацию URL. Не экрана, который тоже можно транслировать, а именно ссылки. Она откроется во встроенном браузере Zoom.
Если респондент расшарит экран, камера перестанет транслировать его лицо. А вот c URL такого не происходит. И, кажется, такой способ не подходит, если нужно тестировать не дизайн, а готовое приложение. Увы.
Дальше уже понятно, что делать. Включаем запись экрана и проводим тестирование, внимательно рассматривая лицо респондента.
Кстати, посмотрите, как мы проводили образцовое UX-исследование приложения для финансовых трейдеров. Правда, по Скайпу и на костылях — сейчас бы мы использовали Zoom.
Интервью онлайн: плюсы, минусы и как подготовиться
Как и юзабилити-тестирование, интервью лучше проводить вживую. Но встретиться с респондентом вы сейчас вряд ли сможете, так что придется общаться онлайн.
Если совсем не знакомы с методами качественных интервью, прочитайте наши статьи про методы и распространенные ошибки.
Почему вживую лучше
-
Невербальное иногда важнее, чем артикулируемое. Опытному интервьюеру язык тела расскажет много всего интересного. Он точно обратит внимание на позу человека, его движения, жесты, мимику, взгляд, громкость и темп речи, интонацию, паузы, смех.
-
Во время интервью важно расположить к себе человека. Чем лучше контакт, тем откровеннее и подробнее человек будет отвечать на ваши вопросы.
В чем онлайн-интервью проще
-
Для онлайн-интервью проще договориться о времени разговора. Никуда ехать не надо. А если что, созвон можно безболезненно перенести.
-
В онлайн-разговоре сложнее смутить собеседника. Во время живого разговора респондента может сбивать с мысли мигающий диктофон или даже интервьюер, который что-то там записывает себе в блокнот, угукает на любую фразу, чтобы поддержать разговор, и отвлекается на гайд.
В онлайне с этим проще. Запись смущает редко, гайд можно расположить прямо на экране, а печать на клавиатуре легко заглушить шумоподавлением.
- Респондент не сможет заглянуть вам в блокнот. А они любят так делать, будто вы туда записываете какое-то тайное знание о человеке. И в целом один вид, как вы что-то записываете в блокнот, заставляет респондента зажиматься. Не сболтнуть бы какую-нибудь глупость, думает он.
Так как же провести интервью онлайн?
Воссоздайте условия личного общения в закрытой комнате. Ну да, вот так просто.
Вот что мы советуем.
-
Договоритесь заранее, что для интервью респондент найдет тихое место. И поговорит с вами не на ходу, не в маршрутке и не в шумной квартире. По возможности, пусть он постарается устранить посторонние шумы и спрятаться от детей, если они есть.
-
Респондент не должен отвлекаться на посторонние дела. Если интервью будет проводиться с компьютера, попросите закрыть вкладки браузера и другие окна — все, что может отвлечь. Например, Телеграм. И пусть поставит телефон на беззвучный режим. В разговоре обычно понятно, что респондент отвлекся, уже читает что-то в интернете и пошел печатать сообщения.
-
Если человек созванивается с вами по видеосвязи с телефона, попросите выключить на время уведомления.
-
Предупредите, что у вас будет видеозвонок. Соответственно, нужно отклеить стикеры с камеры и немного подготовиться, чтобы не было неловко.
-
Договоритесь о канале для связи — пусть он скачает необходимые программы. Тут проще, чем в тестировании. Подойдет и Скайп, и Зум, и Фейстайм, и ВотсАпп.
Главное — предупредите обо всем этом заранее. Вот прямо заранее, не за десять минут до разговора. Человек может отнестись к интервью несерьезно — он-то думает, что нужно просто поболтать. Поэтому куда-нибудь уедет с легкой душой, а с вами созвонится из маршрутки. Куда уж тут до считывания невербальных знаков.
Другой вопрос — как настроить человека на разговор и расположить к себе
Так, чтобы человек понял серьезность мероприятия, вы должны выглядеть серьезно. То есть не сидеть перед камерой в домашней одежде на фоне бардака. Это расслабляет и позволяет относиться к разговору снисходительно.
В остальном — пользуйтесь теми же приемами, что и в жизни. Меняйте ход интервью и отвлекайтесь от темы, если респондент начинает скучать. Демонстрируйте искренний интерес — фальшь по видеосвязи чувствуется так же, как и в обычном общении. Будьте собеседником, а не человеком со списком вопросов.
Если вы не пишете диссертацию и тема разговора не слишком сенситивная (как наркомания или расстройство пищевого поведения), то проблем не будет.
Вам нужно исследование?
Заказать UX-аудит или исследование пользователей
Напишите нам на we@sobakapav.ru
Что мы можем сделать?
Что угодно от аудита интерфейса до продуктового исследования.
Примеры из практики
Мы наверняка уже делали проект, пожожий на то, что вам нужно. Проверьте.